Отправлено: 30.10.06 08:34. Заголовок: Закономерности у Дюма
Предлагаю подмечать какие-то закономерности у Дюма. Например я одну подметил - самые известные призведения Дюма - я имею ввиду серию про Мушкетеров, про Революцию и Генрихов, а также Граф Монте-Кристо не пресекаются во времени, наоборот словно соединяются одна с другой по времени. Сперва идет серия про Генрихов - Со времни Варфоломеевской ночи, время Генриха 3 и в эпилоге 45 вкраце описывается момент вступления Генриха 4 на престол. Дале идет Мушкетерская серия, охватывающая эпоху Людовика 13 и 14. Далее серия пор Революцию описывает период начиная с Людовика 15 и 16 и заканчивая самой Революцией конца 18 века. Ну и в графе описывается современный для Дюма период 19 века. Неплохая получается панорамка если все связать воедино, целый курс по истории Франции.
Неплохая получается панорамка если все связать воедино, целый курс по истории Франции.
Да, думается мне, большинство дюманов проходило историю Франции по этому курсу!)) Вообще, нам повезло, что они не пересекаются. А то было бы не так интересно. К Вашему списку можно добавить "Асканио" и "Две Дианы", тоже довольно популярные вещи.
У Дюма есть немало биографий исторических деятелей, начиная с Пипина Короткого, а это вообще аж VIII век. Так что взгляд Дюма охватывает куда больший отрезок времени из истории его родной страны.
Еще одна особенность: как правило, у романов Дюма довольно невыразительные названия, зачастую связанные с именем одного из героев или героинь. Эти названия кажутся условными и даже случайными. Например, роман "Сорок пять" с тем же успехом можно было бы назвать "Графиня де Монсоро". А "Графиню де Монсоро" "Графом де Бюсси", почему бы и нет? По поводу названия "Три мушкетера" здесь, кажется, уже кипели страсти. Можно также долго спорить по поводу того, почему заключительная часть мушкетерской трилогии называется "Виконт де Бражелон". Не так уж много у Дюма книг, о которых можно было сказать: да, она должна называться так и только так: например, "Ожерелье королевы".
Ну, если говорить о закономерностях в названиях произведений, то нельзя не отметить любовь Дюма к нумерологии: "Три мушкетера" "Сорок пять" "Две Дианы" и т.д.
Опять же к закономерностям формирования сюжета можно отнести - главного героя - молодого человека, отправляющегося в "большой мир" в завязке романа. - начало произведения или основной сюжетной линии со скандала, конфликта, противостояния: д`Артаньян-Рошфор, Ла Моль-Коконнас и т.п.
Еще одно (собственное) наблюдение - Дюма любит пропускать героя через излом, через испытание на прочность самого главного в нем: Атос и Шико, например, обесчещены. Зато какой драматизм это придает образу в целом!
Отметим также, что финалы лучших романов Дюма лишены слащавости. Обычно в заключительных главах погибает кто-то из положительных героев (казнь, дуэль, отравление). Или происходят какие-то другие мрачные события, которые не позволяют назвать финалы Дюма "голливудским хэппи-эндом".
Еще одна особенность романов Дюма, являющаяся закономерностью:) Это присутствующие в каждом романе "фирменные" диалоги, состоящие из коротких реплик, стремительных как выпады шпаги. Типа: "- Что вы видите? - Отряд. - Сколько человек? - Двадцать. - Кто они такие?" И т.д. Не помню, отмечался ли сей факт на нашем форуме, но причина любви Дюма к таким диалогам кроется в том, что платили ему построчно:) Всего одно слово: "отряд" и - лишняя строчка, а значит, лишняя копеечка:))) Закономерность, однако:)
Об этом писал Моруа. :) Еще он говорил, что издателям удалось заставить Дюма отказатся от изобретенного им вида диалога: "- Подите сюда, Гримо! - ?? - Где вы были? - ?? ... и т.д." Издатели перестали платить ему за строку, меньше половины обычной длины.
Похоже, мы составляем правила "Как писать как Дюма". :)
Так продолжим урок законотворчества. В романах Дюма прослеживается антидетективная закономерность. Если автор детектива всячески оберегает тайну от читателя до последних страниц, то Дюма, наоборот, очень скоро пробалтывается читателю, а вот своих героев предпочитает оставлять в неведении. И возникает интересный эффект: читатель мучается не разгадкой тайны, а тем, когда же, наконец, в нее проникнет герой. Например, мы еще в первой части мушкетеров узнаем, как зовут незнакомца из Менга и что вообще ему нада. А вот д'Арт узнает это в самом конце романа. В "45" мы сразу узнаем графиню Монсоро и понимаем, "че ей нада", зато до последних страниц, изнывая, ждем, когда в эту тайну проникнет бедняга дю Бушаж. В первой части "Анж Питу" мы чуть ли не сотню страниц ожидаем, когда же, наконец, Жильбер узнает, кто такая графиня де Шарни, засадившая его в Бастилию, хотя сами-то знаем кто она такая и почему решила отправить прогрессивного доктора на нары. Итак, Дюма создает тайны не для читателей, а для героев.
Кстати я бы сказал антидетективная закономерность у Дюма иногда прослеживается, а иногда нет. Когда казнят Миледи мы об этом заранее не знаем что казнь состоится успешно. А когда казнят Людовика 16 то Дюма нам все говорит задолго до конца повествования. Быть может думает что все это итак знают из курса истории?
Кстати я бы сказал антидетективная закономерность у Дюма иногда прослеживается, а иногда нет. Когда казнят Миледи мы об этом заранее не знаем что казнь состоится успешно
А мне кажется, что история с казнью миледи как раз подтверждает "антидетективную теорию". Из разговора миледи и Рошфора мы, читатели, уже знаем, где она укрывается - в Армантьере. Тайны тут для нас нет. А вот мушктеры этого не знают. И нас держит в напряжении уже не тайна, а вопрос: найдут ее или не найдут. Схватят или она все-таки сумеет удрать? То есть у Дюма больше работает механизм триллера, нежели детектива. Хотя начисто отвергать "детективные" черты в его романах было бы, конечно, неправильно.
Вспомните, как д`Артаньян расследовал дуэль Гиша с де Вардом в "Виконте де Бражелоне". Настоящий, классический детектив внутри романа! У меня даже было впечатление, что эти две главы написаны специально, на спор, чтоб доказать, что СанСаныч превосходно владеет и этим жанром.
У Дюма много случаев, когда герои терпят поражение из-за какой-нибудь нелепой случайности, когда, казалось бы, все уже окей. В этом смысле Дюма просто супер непредсказуемый писатель! Дарт чуть-чуть опоздал в монастырь и миледи отравила Констанцию. Мордаунт решил исполнить роль палача, и король Карл погиб на эшафоте. Арамис рассказал все Фуке, и - конец столь блестящей афере. А Портос не успел выйти из пещеры, т.к. у него в неподходящий момент отнимались ноги. Конечно, со мной могут многие поспорить - например, зная историю, не следовало ожидать, что спасут того же Карла Первого, т.к. ясно, что его все-таки казнили. Но в 11 лет еще не обладаешь знанием таких исторических фактов, и начинаешь знать их как раз после прочтения Дюма. По крайней мере, у меня было так:)))
Продолжим. 1) Большинство главных положительных героев Дюма находится в возрасте 16-26 лет. Старше - редко. Исключения: Атос и Бюсси. 2) Означенное большинство снабжено очень привлекательной внешностью вне зависимости от пола. Исключения: д'Арт, который скорее косит под "обычного парня, не красавца, не урода". 3) Эти же граждане являются, как правило, выходцами из "древних, но обедневших" дворянских родов, в крайнем случае - из провинциальной знати. Исключение: Бюсси.
Большинство главных положительных героев Дюма находится в возрасте 16-26 лет. ... Исключения: Атос и Бюсси.
lennox Вы считаете их положительными героями? И д`Артаньяна?
Кстати, вот еще одна закономерность. Мне кажется, у Дюма нет однозначно положительных героев. Воплощение абсолютного зла есть, а абсолютного добра - нет
Согласен с вами, я лишь использовал устоявшийся штамп. Меняем термин "положительные герои" на "неоднозначно положительные". И "неоднозначно главные" :) Кстати, вот еще одна закономерность, о которой мы уже много говорили: в ряде романов Дюма нет однозначно главного героя. Есть несколько сюжетных линий, в каждом из которых "свой главный" (или "своя главная").
Отметим еще одну закономерность, прослеживающуюся в романах Дюма: Церковь в них изображается исключительно как политический и социальный институт, ее духовная составляющая отсутствует практически напрочь. Священнослужители в романах Дюма выступают в роли политиков, интриганов, авантюристов, любовников, обжор - кого угодно, но только не в роли духовных пастырей. Это неудивительно, учтывая, как я понимаю, прохладное отношение Дюма к религии.
Добавлю закономерность- использование квартета как концепциии исчепыравающей некое понятие о человеческих характерах. Мушкетеры. Данглар, Фернан, Кадрус и Вильфор. Четверо друзай из "Парижских Могиканов". Четверо миньонов Генриха 3-го. Бюсси, Антраге, Рибейрак и Ливаро.
Тут можно долго дискутировать в виду необъятности темы, было ли "почти так" или "не совсем так" или "совсем не так" или еще как... Думаю, сойдемся на констатации того факта, что в романах Дюма это так.
Вы не знаете зоков???? Зоков должен знать каждый!!!! :))))) Это гениальная книжка Ирины и Леонида Тюхтяевых "Зоки и бада". Навскидку нашла вот здесь: http://library.metromir.ru/janrauthor/24/
Кстати, дамы и господа: в детстве я очень удивлялся тому , что в романах Дюма практически не описываются зимы с привычными нам сугробами, снегопадами и т.д.:)) Такая вот особенность (или закономерность?) была мною уловлена, и очень она меня удивляла. Исключение составляли, разумеется, "20 лет спустя", где в Англии шел снег:) Ну да ладно, что было взять с маленького советского первоклассника:)
А вам не кажется, что Дюма очень, даже слтшком, любит графов? Вчитайтесь: Граф Монте-Кристо Граф де Ла Фер Граф д'Артаньян Граф де Бюсси Графиня де Монсоро Граф Калиостро Граф и графиня де Шарни...
Очень хороший! Знатный! Кстати, интересно было бы выяснить порядок всех дворянских титулов, по старшинству кто за кем следует. Шевалье, барон, виконт, граф, герцог, принц - так или не так?
Наверное, графский титул - способ подчеркнуть знатность рода. Маркизов развелось очень много со второй половины XVI в., т.к. дворяне, желая подчеркнуть свое отличие от "нового дворянства" и тех, кто незаконно присвоил себе дворянское звание, безо всяких оснований становились "маркизами". Виконт - тоже не такой старый титул. Герцогами было ограниченное число человек, к тому же, все они были людьми известными, так что особых вольностей себе не позволишь. А баронов было пруд пруди.
Andree В общем, да. Но он просто ниже по иерархии. А ведь были и виконты сами по-себе, без старших графов. Точно так же - граф наследник маркиза и т.п.
Еще одна закономерность. После БЕЗУМНОЙ радости, вызванной предчувствием скорого счастья, обязательно случается какое-нибудь трагическое или ужасно грустное происшествие, все надежды героев разбиваются. Они теряют желание жить и часто жаждут смерти ( а некоторые начинают жестоко мстить, только никакого смысла в этом нет - отомстив, они могут только удовлетворить жажду мести, но месть никогда не вернет им того, что они потеряли). Наверно, это реалистично - автор показывает, что в жизни все так сложно и редко наблюдается счастливая развязка. Например, смерть Констанции перед самым приездом мушкетеров. История Атоса и миледи, начавшаяся так счастливо... Рауль, который, намечтавшись о будущем, не смог пережить крушения надежд. Женитьба графа де Шарни. Графиня, которая сначала обрадовавшись, узнала потом горькую правду. Смерть Оливье, оборвавшая жизнь Андре. Диана Монсоро, которая мстит и уходит в монастырь, похоронив себя там. Граф Монте-Кристо, который тоже всем отомстил, но вовремя остановился, и потому его история не имеет столь трагической развязки.
Наверное, графский титул - способ подчеркнуть знатность рода. Маркизов развелось очень много со второй половины XVI в., т.к. дворяне, желая подчеркнуть свое отличие от "нового дворянства" и тех, кто незаконно присвоил себе дворянское звание, безо всяких оснований становились "маркизами".
А вот маркизов у Дюма действительно крайне мало, мне лишь вспомнился главный герой "Парижских могикан", может Сан-Санычу насолил в реальной жизни какой-то маркиз и за это он не любил сей титул?
Отправлено: 27.01.08 21:57. Заголовок: Тут мне одна мысля в..
Тут мне одна мысля в голову пришла. :)
В самых известных (и удавшихся) романах Дюма всегда есть интересное ярко выраженное зло. В ТМ--Миледи. В ДЛС--Мордаунт. А в ВдБ нету. В "Марго"--Екатерина Медичи. В "Монсаро"--Анжуйский. В "45" снова нету. В "Графе Монте-Кристо"--Вильфор(имхо). Во всех "Тюльпанах", "Невестах" и.т.д. нету. К сожелению "Жозефа Бальзамо" и его продолжения не читала.
Отправлено: 27.01.08 23:25. Заголовок: Надо уточнить, что в..
Надо уточнить, что в лучших романах Дюма есть не просто "ярко выраженное зло", а яркие носители зла. Ведь и миледи, и старушка Медичи - это не какое-то безликое "око Саурона", а личности - яркие, сильные, интересные. В "Жозефе Бальзамо" роль "метафизического зла" играет революционер Марат. Но он по сути не оказывает непосредственного влияния на судьбы героев. Авантюристка де ла Мотт из "Ожерелья королевы" - личность яркая, но до миледи и Екатерины Медичи ей как до луны.
Отправлено: 28.01.08 00:12. Заголовок: Стоящие над событиями
Хочу отметить еще одну закономерность.
В «главных» произведениях Дюма (двух трилогиях, тетралогии и ГМК) обязательно есть герой, которого можно (очень условно!) назвать «Стоящим над событиями» (возможно, вы придумаете обозначение более точное).
Каковы отличительные черты этого героя?
1. Он обладает ярко выраженным интеллектом; как правило, большим, чем остальные герои. 2. Мотивы его поступков и частично сами поступки, как правило, являются тайной для других героев произведения; он чаще остальных может поставить окружающих в тупик, удивить их (в том числе своей информированностью – см. п.3). 3. Это герой часто действует так, как будто ему лучше, чем остальным, известны мотивы поступков других людей и то, как они поведут себя в той или иной ситуации. 4. Создается ощущение, что этот герой лучше, чем остальные, видит исторический контекст, в котором происходит действие и сознает политическую/социальную расстановку сил. В то же время «прогнозы» героя относительно близких по времени событий не всегда могут сбываться. 5. Вместе с тем, чаще всего, у этого героя самые далеко идущие планы. Как правило, он мыслит не только тактически, но и стратегически. 6. Этот герой переживает большинство главных героев произведения (в первую очередь - положительных), то есть вообще не умирает на страницах произведения. 7. Он в меньшей степени, нежели остальные герои, подвержен страстям и чувствам (иногда практически совсем не подвержен). 8. Этот герой чаще остальных готов поступиться привычными для той поры представлениями о чести, этике, приличиях и т.д. Не потому, что у него нет таких представлений – просто они у него очень индивидуальны. 9. В юности/молодости он, скорее всего, подвергся какому-то испытанию (трагедии) – впрочем, эта черта роднит его и со многими другими героями Дюма. 10. Это герой часто выступает в разных социальных ролях и/или под разными именами; он склонен использовать разные «маски».
Не буду приводить примеры. Хочется проверить, действительно ли этих героев объединяет нечто общее. Как по мнению дюманов, можно ли под эту характеристику подобрать по герою в каждом из «главных» произведений Дюма? И кто это?
Отправлено: 28.01.08 01:34. Заголовок: lennox пишет: А вот..
lennox пишет:
цитата:
А вот в ТМ на такую роль претендует не только Арамис, но и сам Ришелье
Тогда уж и Мазарини:)) Ришелье должен знать больше и поступать по-государственному- положение обязывает, согласитесь. Это как мне кажется не то же самое что характер персонажа, который сформировался не в таких жестких рамках как государственный деятель. Так что я все же за Арамиса:)
Отправлено: 29.01.08 05:22. Заголовок: Все правильно. А в Г..
Все правильно. А в ГМК - собственно, сам граф. Что касается Ришелье и Арамиса. Согласен с контррепликойNataly . Хотя это возражение наводит на размышления... действительно, уникален ли набор описанных выше качеств, или он размыт среди разных героев Дюма?.. В целом, опять-таки, согласен с логикой Nataly - от государственного деятеля этих качеств (способностей, признаков, совпадений) ожидаешь в первую очередь и скорее вызывает удивление отсутствие у них части этих признаков. Помимо Ришелье, вспоминаются Генрих III и Генрих IV - тоже частично они оба по-своему носители части этих характеристик. Так есть ли этот особый тип героя? Пока пребываю в размышлениях. Жду ваших мнений.
Отправлено: 29.01.08 19:58. Заголовок: Comte d'Armagnac..
Comte d'Armagnac Мне показалось, что Вы, граф, написали портрет Монте-Кристо, с некоторыми отступлениями, с моей точки зрения. :) Под ГМК Вы имели в виду этот роман?
Насчет Ришелье и Мазирини согласиться не могу. Их характеры недостаточно прописаны для подобных заключений. Насчет Арамиса - тоже. Особенно по пп.:
цитата:
3. Это герой часто действует так, как будто ему лучше, чем остальным, известны мотивы поступков других людей и то, как они поведут себя в той или иной ситуации. 4. Создается ощущение, что этот герой лучше, чем остальные, видит исторический контекст, в котором происходит действие и сознает политическую/социальную расстановку сил. В то же время «прогнозы» героя относительно близких по времени событий не всегда могут сбываться. 7. Он в меньшей степени, нежели остальные герои, подвержен страстям и чувствам (иногда практически совсем не подвержен). 8. Этот герой чаще остальных готов поступиться привычными для той поры представлениями о чести, этике, приличиях и т.д. Не потому, что у него нет таких представлений – просто они у него очень индивидуальны.
Отправлено: 29.01.08 22:21. Заголовок: С Шико Вы согласны?..
С Шико Вы согласны?:) LS пишет:
цитата:
Это герой часто действует так, как будто ему лучше, чем остальным, известны мотивы поступков других людей и то, как они поведут себя в той или иной ситуации.
Насколько я помню, в ВДБ Арамис вполне уверенно прогнозировал развитие характеров и ситуаций... Правда, в ДЛС его Атос носом тыкал, рассеивая радужные мечты о продолжении Фронды, но редкостную интуицию Арамиса Дюма упоминал не раз.
LS пишет:
цитата:
Создается ощущение, что этот герой лучше, чем остальные, видит исторический контекст, в котором происходит действие и сознает политическую/социальную расстановку сил. В то же время «прогнозы» героя относительно близких по времени событий не всегда могут сбываться.
Ну насчет исторического контекста это к Дарту и Атосу, это они мастера предсказывать, но политическую и социальную расстановку сил Арамис тоже неплохо улавливал - двадцать лет интриг и как с гуся вода:) LS пишет:
цитата:
Он в меньшей степени, нежели остальные герои, подвержен страстям и чувствам (иногда практически совсем не подвержен).
А помните, в сложные моменты он был совершенно спокоен и холоден?:) LS пишет:
цитата:
Этот герой чаще остальных готов поступиться привычными для той поры представлениями о чести, этике, приличиях и т.д. Не потому, что у него нет таких представлений – просто они у него очень индивидуальны
цитата:
"Неужели он стал лучше меня?"- подумал Д'Артаньян.
Отправлено: 06.03.08 17:50. Заголовок: Шико это понятно)), ..
Шико это понятно)), как и с МК-Дантесом. а вот насчет того, что Ришелье и Мазарини - не по всем пунктам катит, ведь они никогда не жили под чужим именем, если мне не изменяет склероз. *)
Отправлено: 11.09.08 22:45. Заголовок: Мне пришла в голову ..
Мне пришла в голову еще одна закономерность (вот пока не знаю, закономерность ли это), которую условно можно было бы назвать "ночью все кошки серы, но не всегда".
В теме Голосование: Франсуа Анжуйский: однозначно подлец? La Louvre задается вопросом: как мог Франсуа Анжуйский не узнать в "45" Диану де Меридор, в которую так долго был влюблен? Да, она изменилась за несколько лет, но не настолько же!
Мне же кажется, что это характерный для Дюма прием: Франсуа вряд ли любил Диану, скорее хотел удовлетворить свое самолюбие и похоть. Поэтому с ним случилось примерно то же, что и с миледи, когда она приняла д'Артаньяна за де Варда. Конечно, во время ночного свидания в комнате царила кромешная тьма, но ведь они разговаривали! И миледи не заметила, что де Вард говорит голосом д'Артаньяна.
Зато люди, искренне привязанные друг к другу, узнают друг друга сразу после любой разлуки: так Мерседес единственная узнает Эдмона, мушкетеры узнают друг друга по голосам. В "45" Генрих сразу узнает голос Шико (официально мертвого!) в темноте, стоит ему только заговорить.
То есть, получается так: герои, чьи чувства друг к другу искренни, легко узнают друг друга после долгой разлуки или в затрудненных условиях восприятия. Герои же, чьи чувства друг другу сомнительны испытывают при этом затруднения, противоречащие порой здравому смыслу.
Отправлено: 21.09.08 01:05. Заголовок: LS пишет: Атос узна..
LS пишет:
цитата:
Атос узнает миледи по голосу, искаженному печной трубой
Ну, я думаю, миледи была значимым для Атоса человеком и не сомневаюсь, что в свое время Атос испытывал к ней сильное и искреннее чувство :). Но вообще мне не кажется, что этот эпизод имеет отношение к проверке на прочность чувств Атоса. У Атоса к тому времени есть все основания думать, что его жена жива, он знает о покушениях на жизнь д'Артаньяна. Наверняка он много об этом размышляет, ожидает от миледи каких-то новых действий, поэтому неудивительно, что он быстро идентифицирует миледи по голосу, он просто готов к этому. Я не хочу сказать, что способность героев Дюма узнавать друг друга определяется только искренностью их чувств. Конечно, на это влияют и другие факторы. Например, Шико в "45" узнает Реми, который, в общем, ему совершенно безразличен, исключительно благодаря своей проницательности.
Отправлено: 21.09.08 12:55. Заголовок: Филифьонка Я просто..
Филифьонка Я просто добавляю в Ваш список еще и этот эпизод, т.к. он, по моему мнению, вписывается в наблюдение сделанное Вами. Время изменило лицо миледи, но Атосу было достаточно услышать звук голоса, пусть и искаженного, чтоб узнать бывшую жену. Оффтоп: Кстати, я думаю, что если б Атос был на сто процентов уверен в том, что женщина, с клеймом, подарившая гасконцу его фамильный перстень, - его жена, то он попытался бы встретиться с ней еще до ларошельского похода.
Отправлено: 21.09.08 14:13. Заголовок: LS пишет: стати, я ..
LS пишет:
цитата:
Кстати, я думаю, что если б Атос был на сто процентов уверен в том, что женщина, с клеймом, подарившая гасконцу его фамильный перстень, - его жена, то он попытался бы встретиться с ней еще до ларошельского похода.
Думаю, Вы правы: несмотря на все основания, стопроцентной уверенности у Атоса не было. Но вот что еще мне кажется: если бы он хотел быть уверенным на 100 процентов, то он тоже попытался бы с ней встретиться.
Все даты в формате GMT
4 час. Хитов сегодня: 35
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет