|
| |
Пост N: 72
Рейтинг:
1
|
|
Отправлено: 30.04.24 19:14. Заголовок: «Шевалье д’Арманталь..
«Шевалье д’Арманталь» - симпатии: 1) Регент - я и в реальной истории не испытывала никакой симпатии ни к самому заговору Селламара, ни ко всем его участникам, а в романе ещё и главный герой чисто по-человечески, ИМХО, неприятен настолько же, насколько симпатичен и вызывает уважение регент. Да мне одной-единственной сцены с его слезами после прочтения оскорбительных и клеветнических стихов и последующим отказом от личной мести в пользу спасения Франции было достаточно, чтобы пожелать увидеть всю эту шайку-лейку в тюрьме или на эшафоте. А ещё очень тёплое и трогательное отношение к мальчику-королю, чувство долга и умение быть благодарным, доброе и благородное сердце, беспримерная храбрость, отсутствие высокомерия и снобизма (в отличие, кстати, от главного героя), увлечение наукой и искусствами, реальный талант правителя и политика, предпочтение мира войне, понимание своей ответственности за судьбу государства и готовность ради этого поступиться своими личными интересами - читаю и не понимаю, это в сравнении вот с таким регентом мне предлагается симпатизировать и сопереживать главному герою-заговорщику и его сообщникам? Кстати-кстати, насчёт оскорбительных стихов Лагранжа Шанселя - этот эпизод окончательно расставил все точки над «i» и показал, насколько же они трусливы и лицемерны. И в том числе д’Арманталь, который «смотрит на поэта с отвращением» - будь честен с самим собой и смотри с отвращением в глаза тому, что ты делаешь, а то, видите ли, неприглядная правда им не понравилась, прикрывать свои подлости «благими» намерениями и представлять самих себя чистенькими и беленькими нравилось больше… ИМХО, просто омерзительно. Возвращаясь же к регенту - какие у него недостатки? Во-первых, он тот ещё бабник (не до такой степени, конечно, как Генрих Наваррский, но всё же). Во-вторых, его великодушный характер и милосердие делают ему честь больше как человеку, чем как правителю - когда ты отвечаешь не только за самого себя, но и за государство, такая доброта по отношению к его врагам может сослужить очень плохую службу. В-третьих, до чего же он безрассуден и поразительно беспечен, когда речь идёт о его собственной безопасности - да по логике уже наутро после первого же неудавшегося похищения д’Арманталь и Рокфинет могли и должны были быть схвачены! Ну и в-четвёртых, платить служащим перестали в 1712 году, то есть ещё при Людовике - а что же при регенте? Как-то мне не верится, что он (такой регент, каким он описан в романе) тоже мог осознанно плюнуть на тот факт, что мелкие государственные служащие вот уже несколько лет работают бесплатно - значит, ИМХО, просто об этом не знал и не вникал. Разумеется, это не есть хорошо, но всё же я склоняюсь к мысли, что здесь в первую очередь именно Бюва нужно было самому о себе напомнить и позаботиться о своём жаловании - даже до раскрытия заговора, не сомневаюсь, регент бы ему не отказал. 2) Капитан Рокфинет - во-первых, ох уж эта пунцовая лента, регулярно предвещающая появление в скромном жилище небогатого студента бывшего опытного вояки и нынешнего кондотьера, человека с весьма запоминающейся внешностью (особенно для такой тихой и мирной улочки) и сомнительной репутацией, имеющего во Франции множество врагов - я бы ещё поняла, если бы это предложил полный дилетант в плане заговоров д’Арманталь, но чтобы сам капитан?! Во-вторых, как же он сам себя подставил, поставил ВСЁ на кон так безрассудно и проиграл! Причём его сгубило не столько честолюбие и отчасти алчность, сколько какая-то поразительная наивность - он действительно верил, что они с д’Арманталем вот так просто разойдутся с миром и останутся добрыми друзьями? Ну нет, это несерьёзно, я здесь с шевалье в принципе согласна - капитан уже слишком много знал о заговоре, о тех, кто в нём замешан, и успел принять достаточно значимое участие в подготовке его финального этапа, чтобы вот так просто устраниться «под честное слово». Нет, «на финишной прямой» уже не отказаться - либо иди до конца, либо не обессудь. Увы. Хотя всё равно, даже несмотря на это, капитан смог уйти на своих условиях, умереть с улыбкой «победителя в поражении», который уносит важную информацию с собой в могилу и не даст д’Арманталю воспользоваться его заслугами. Это был тот самый момент, когда я окончательно решила, что запишу капитана в «симпатии». В-третьих, вот он говорит, что не хочет становиться французским полковником, поскольку во Франции у него слишком много врагов - ну так их и у Дюбуа не меньше, а на какой при этом высоте мы его видим? Так что если бы Рокфинет вовремя перешёл на сторону регента, всё могло бы сложиться для него по-другому. Да, это было бы действительно предательством, но с другой стороны, он ведь и сам не отрицал своей готовности отпустить регента, если тот предложит ему более весомую награду. Ну так именно с ним и нужно было заключать сделку, вместо того чтобы д’Арманталю условия ставить - и в живых бы остался, и получил бы, ИМХО, и деньги, и полк. 3) Бюва - да, «академиев не кончали», да, простой и глуповатый, но он настоящий ЧЕЛОВЕК и сердце у него золотое. Хотя на самом деле не такой уж и дурак Бюва, далеко не дурак - работая с бумагами «принца де Листнэ» и наткнувшись на французский документ, буквально сразу же начал подмечать странности и подозревать что-то неладное - и в итоге, ничего не усложняя, практически на подсознательном уровне всё понял правильно. Ну а что есть, то есть - трусоват и нерешителен, не умеет сам бороться за своё «место под солнцем». Чего только стоит ситуация с задолженностью - столько лет проработать бесплатно просто из чувства долга, да ещё и взяв на себя двойную нагрузку! Не знаю… Вот лично я бы на его месте ходила не только в кассу и старалась бы напомнить о себе высокому начальству, а Бюва просто плыл по течению и даже не пытался ничего изменить, пока не подвернулась возможность с раскрытием заговора. Далее - как говорилось в «Звёздных войнах»: «Делай или не делай - не пытайся». Это я про его колебания при первом разговоре с Дюбуа - вот реально, меня всегда добивали такие «половинчатые» попытки предотвратить какое-либо преступление или раскрыть заговор, сидя одной пятой точкой на двух стульях. Нет уж, ИЛИ - ИЛИ. Либо ты за регента и Францию, либо не желаешь становиться доносчиком и остаёшься на стороне заговорщиков, в подобных ситуациях компромисса быть не может - вон в книге «Две Дианы» Габриэль (человек всё же поумнее, посмелее и имеющий больше возможностей) тоже попытался, ан нет, всё равно в итоге пришлось выбирать. Ну и самое убийственное - КАК можно было забыть про письмо??? Он ведь совсем недавно тому же Дюбуа кричал, что Батильда - дочь человека, спасшего жизнь регенту, и что пойдёт к нему. Ну так и надо было идти, надо было сразу же не к Дюбуа, а к нему бежать (тем более именно регент уже стопроцентно пообещал ему конкретную награду), пусть даже и без письма, а просто напоминать о подвиге отца, рассказывать о трагической судьбе матери и умолять подарить счастье их дочери. Такое ощущение, как будто у Бюва случилась частичная амнезия и он напрочь забыл о своём разговоре с регентом, после которого едва ли не задыхался от восхищения: «Ах, какой человек! КАКОЙ человек!» - и вместо ТАКОГО человека пошёл к Дюбуа, который по факту ничего конкретного ему не обещал, а только угрожал и шантажировал его судьбой Батильды. ??? ИМХО, такой «стукнутый по голове» в данной ситуации Бюва нужен был автору исключительно для того, чтобы хоть как-то проявила себя до этого практически полностью пассивная Батильда, однако нелогично - не то слово. И не могу не написать ещё кое-что про Бюва - как же мне было его жаль, когда Батильда на эмоциях обвинила его в том, что он якобы «убил» д’Арманталя. По сути она поступила точно так же, как и Амели из «Соратников Иегу» (я уже писала об этом в теме чуть выше) - сперва молчать и скрывать свою любовь от близкого человека, не доверяя ему, а потом и Ролан, и Бюва, ничего об этом не знавшие и фактически просто исполнившие свой долг, оказались виноваты - ну так вместо того чтобы обвинять постфактум, может, стоило довериться близким людям изначально? Что Ролан очень любил сестру, что Бюва боготворил свою воспитанницу - так что и в первом, и уж тем более во втором случае, ИМХО, были шансы не доводить до трагического исхода (да, здесь всё закончилось хорошо, но если бы не милосердие регента…). А так - «вы погубили моего возлюбленного» - ??? Твой возлюбленный - преступник и заговорщик, который погубил себя САМ и пенять которому нужно только на себя. Его так-то мог бы сдать кто угодно другой, если бы карты иначе легли. Повторюсь, я понимаю, что Батильда обвинила на эмоциях, убитая горем, но всё равно мне очень неприятна подобная эгоистичная позиция - тот же д’Артаньян в «Десять лет спустя» хоть и пытался всеми силами спасти Арамиса с Портосом, но всё же признавал, что Арамис сам виноват в произошедшем и сам накликал на их с Портосом головы такую беду, а не проклинал, к примеру, Фуке за то, что тот «погубил его друзей». Вот такая справедливая оценка ситуации вместо перекладывания ответственности с того, кто тебе дорог больше, на человека совершенно невиновного и поступившего правильно мне гораздо ближе и вызывает намного больше уважения. Антипатии: 1) Рауль д’Арманталь - смех, а не заговорщик. Серьёзно. Ни фига не понимаешь в политике, во всём руководствуешься эмоциями, судишь о людях по первому впечатлению, не то чтобы сильно блещешь умом (ИМХО) - ну куда ты лезешь? Один раз ещё ладно, ну два, но когда с завидной регулярностью… 1. «Валеф! Это Валеф! Теперь я понимаю!» - ты действительно ТОЛЬКО СЕЙЧАС понял, кто тебя сдал? Тебе до этого уже раз пять сказали, кто именно предложил твою кандидатуру заговорщикам (кстати говоря, хорош друг, выдавший участие д’Арманталя в дуэли и ставший инициатором его втягивания в заговор, хотя до этого ему ни слова, ни полслова)! 2. Как это капитан, человек опытный, тёртый, догадался, что он участвует в заговоре? Ну так ты ему ещё посильнее тайну понагнетай и побольше очевиднейших предосторожностей прими (и так-то практически плакат с надписью «ЗАГОВОРЩИК» себе на лоб налепил), а потом удивляйся. 3. И едва ли не сразу после этого - а давайте, капитан, завтракать вместе с вами каждое утро, обсуждая наш заговор! А может, ещё и сразу всей компанией, чтобы уж точно всех накрыли на месте? 4. А когда представил Валефа как барона перед сыном госпожи Дени - вот для чего, спрашивается, была вся эта конспирация? 5. Когда госпожа Дени всего лишь слово сказала о возможном портрете Атенаиды - вместо того чтобы вежливо отшутиться, «прикрыться» тем, что он ещё недостаточно опытный художник для такой чести, или по крайней мере согласиться «после дождичка в четверг», впал чуть ли не в натуральную истерику, как будто его уже сосватали + сперва убеждает капитана, что «дело, даст бог, обойдётся без кровопролития», а сам при первой же сложности в осуществлении именно похищения немедленно хватается за пистолет - и вот так, на первых эмоциональных порывах, совершенно не думая головой, ВСЮ КНИГУ. 6. Но что меня окончательно наповал сразило: он даже настоящее (!) имя сообщника при попытке не просто похищения, а чуть ли не убийства (!) регента назвал вслух - при том что регент буквально десять секунд назад дал понять, что он их СЛЫШИТ!!! Господи боже мой… И вот с таким острым умом, блестящей проницательностью, разумной осторожностью и умением держать эмоции под контролем лезть участвовать в государственном перевороте - да финальное помилование от регента здесь сродни известному анекдоту: «… не может быть осуждён по причине полнейшей невменяемости» (утрирую, конечно, но не на пустом месте). И ладно бы д’Арманталю мотивацию для участия в заговоре прописали действительно достойную, чтобы можно было закрывать на всё вышеописанное глаза и искренне сопереживать и болеть за главного героя, но ведь нет! Что мы имеем в этом плане? У него отняли полк - ну так он же сам ровным счётом ничего не сделал, чтобы его сохранить, и сам признавал, что занял в той ситуации позицию пассивного зрителя. ИМХО, вполне естественно, что в годы политических противостояний это его ничегонеделание было воспринято как принадлежность к оппозиции. Тем более что полк ему пожаловал Людовик, регенту он даже не попытался доказать, что действительно достоин, а «новая метла по-новому метёт» - как по мне, оснований для мести здесь нет никаких. И несправедливостью это было бы лишь в том случае, если бы полк отнял тот же самый Людовик, а мстить регенту вместо того чтобы трудом доказать своё право и снова заработать полк - уж извините… Когда у д’Артаньяна отняли давно заслуженный капитанский патент, нарушив условия сделки, он не пошёл ни вступать в заговоры, ни похищать королеву, ни выдавать тайну денежек Мазарини - не вызывает у меня в сравнении с ним д’Арманталь ни понимания, ни сочувствия. Однако есть у него и плюсы: безусловно, он храбр и благороден, оказывал помощь раненому Лафару после дуэли (здесь огромный привет де Варду, бросившему де Гиша, а потом к нему же кинувшемуся за помощью) и искренне переживал за госпожу Дени, когда подумал, что ей действительно очень плохо; талантливый музыкант и, что самое главное, искренне проникается и любит музыку; спас Бюва, когда тот оказался не в то время не в том месте (хотя тут 50/50 - не узнай он человека, близкого Батильде, позволил бы капитану его убить или нет?); до последнего пытался найти компромисс, чтобы не убивать самого капитана; после провала и ареста никого не выдал, взяв всю вину на себя - при всей моей антипатии к заговору и его участникам это заслуживает уважения; ну и в конце сюжета всё-таки встали мозги на место, по крайней мере хочется в это верить - в то, что д’Арманталь не только был искренне благодарен регенту за помилование, но также и раскаялся в том, что в принципе участвовал в заговоре против него. 2) Дюбуа - предан регенту (хотя вынуждена признать, что всё же не без определённой доли эгоизма и заботы о собственном благополучии), человек государственного ума, прирождённый политик, в намерении заслуженно покарать заговорщиков, ИМХО, был куда разумнее и адекватнее чересчур милосердного регента. 3) Герцогиня дю Мен - после окончательного провала заговора не препятствовала тому, чтобы её сообщники спасались без оглядки на неё, освободив их от данного ей слова и предложив бежать; захваченному д’Арманталю и Батильде вроде бы искренне сочувствовала (хотя с другой стороны, до прихода к ней героини даже не попыталась хоть что-то сделать для шевалье чужими руками - к примеру, передать ему записку с информацией о том, что аббат Бриго арестован и во всём признался, так что пусть и он признаётся - остальным хуже уже не будет, а его, возможно, помилуют. Нет, дальше сочувствий на словах дело не пошло).
|