|
Отправлено: 11.10.18 18:20. Заголовок: Мюзикл "Монте-Кр..
Мюзикл "Монте-Кристо" я слушала целиком в сети, в субботу с дочкой увидели его живьём в московском Театре оперетты и вот опять слушаю )) Чистое наслаждение )) Юлий Ким (автор сценария и стихов) прекрасно переложил два стремительных тома Дюма в два стремительных сценических часа. Когда смотришь постановки авантюрных романов и детективов, главное опасение – не заскучать, поскольку всё держится на сюжете, который зрителю уже знаком. Ким блестяще передал интригу, мотив, основные узлы действия, не снизив пафоса и не застряв в подробностях. После "Отверженных" (экранизации мюзикла) я поняла, в чём их, мюзиклов, фишка (как и оперы, которой они наследуют): показать человека в момент излома, удара судьбы или решающего выбора, который он делает на наших глазах. И его переживания облекаются в краткие, точные слова. И в нашем сопереживании этому выбору – катарсис )) Сюжет "Монте-Кристо" весь состоит из таких моментов ) Начинается он, слава богу, с середины – "Бал-маскарад у графа Монте-Кристо!" – И это очень сильный образ маскарада (которого в романе нет) – как знак того, что каждый из них (да из тех, кто в зале) не тот, кем кажется. Накинем плащ, надвинем шляпы. Укроем маской свое лицо. И друг за другом взойдем по трапу На карнавальное колесо. Оно закружит, оно захватит, Оно помчится на всех парах. Ты только помни: на маскараде Твоя судьба – в твоих руках! Кружись и действуй, не жди погоды. Свою удачу не упусти. А неудачу оставь другому И не пытайся его спасти! Позор ошибки, боязнь огласки, Наивных слез постыдный грех. Ты все укроешь за шёлком маски – На ней написан всегда успех! Смелей вперед, отбросив робость, Танцуй с начала – и до конца! И все запомнят твой светлый образ, И позабудут черты лица! Сквозная тема – ярмарки тщеславия, карнавального колеса, на котором колесуют в этот вечер многих гостей, но на которое все продолжают подниматься... Дальше идёт флешбэк в прошлое: начало, Марсель, история любви и предательства. Акценты расставлены точно, история рассказана ярко, в любимых моих ариях: ревнующего Фернана, диалога Вильфора с арестованным Дантесом ("У вас есть враги, капитан!") – и, наконец, дуэт двух виновников несчастий Дантеса: Фернана и Вильфора. У Дюма есть ещё Данглар и косвенный соучастник – сапожник Кадрусс (потому что в оригинальной истории Франсуа Пико было четверо доносчиков), в мюзикле достаточно двух. В своём дуэте они повторяют излюбленный довод всех слабодушных: О, Господи, ты выбора мне не дал, И точно так бы поступил любой, Будь он вместо меня перед тобой. Таков наш век, он нас такими сделал! В первом акте нравится ещё финальная песня "Солёный ветер" – после мрака замка Иф жизнерадостный моряк Бертуччо, весьма смахивающий на пирата ) И подтанцовка голая по пояс резвится на сцене, услада глаз ))) Второй акт люблю ещё больше, хотя тут мне не хватает собственно Монте-Кристо – с его снобистской пунктуальностью (ах, я кажется опоздал на три секунды, такие пробки!), гашишем в выдолбленном изумруде, вампирской бледностью и отказом есть в гостях. И то, что Гайде – не просто разысканная им свидетельница, а девушка, живущая в его доме, непонятно. Но какие там страсти! И какие женщины ) Начиная с "Кто ты?" Мерседес, потом диалог Эрмины Данглар с Вильфором, а потом – Гайде! Ария, начинающаяся с точки кипения её гнева и благородной ярости и удерживающая этот накал до конца. И любимец мой Бенедетто, конечно, трикстер в зелёном фраке и цилиндре, размахивающий рукавами )) И – почтеннейшая публика, жадная до сенсаций и испуганная ими. Мне нравится, как очерчена эпоха французского XIX столетия – вскользь, но вполне узнаваемо. В романе Эдмон встречается с Наполеоном на Эльбе, и впереди ещё его сто дней, из-за которых дело Дантеса и стало выглядеть подозрительным, а Вильфору позволило сделать карьеру. В мюзикле Дантес берёт воду на Святой Елене – Бонапарт уже окончательный изгнанник, нет никакого призрака его возвращения, и Вильфор просто трясётся за себя (а не за отца, как в романе, хотя и в романе он беспокоился больше о себе). Вчера монархия – сегодня республика, А дальше снова смена декорации! А мы всё та же, та же, та же публика, И мы хотим, мы требуем, мы требуем сенсации! Отлично стилизованная речь. Единственное резанувшее слух "скажи УЖЕ, кто ты?" звучит в песне, текст которой сочинил композитор Роман Игнатьев, как явствует из программки. Изящный разворот с Вильфором в финале и "Э" и "Д", которые значат Эрмина Данглар, а для сошедшего с ума прокурора – Эдмона Дантеса. Ну и самый финал – несмотря на разбитые сердца и судьбы, умудряется остаться светлым. Потому что зритель должен уйти в хорошем настроении ))
|