Форум "Дюмания"

Манифест форумa
Мы рады приветствовать Вас на историко-литературном форуме, посвящённом жизни и творчеству Александра Дюма (отца).
1. Общение на Дюмании строится на принципах вежливости и взаимного уважения участников, поэтому на форуме строго запрещены:
• высказывания, провоцирующие возникновение межэтнических, межгендерных, политических, религиозных и расовых конфликтов;
• мат и оскорбление участников форума в любой форме;
• обсуждение личности участников (в любой форме) и личные разборки;
• обсуждение действий администраторов и политики администрирования форума.
Злостные нарушители этого правила получают окончательный бан и после этого могут посещать форум лишь в качестве гостей.
Примечание. В случае нарушения правил форума, администраторы выносят замечание участнику, нарушившему доброжелательную атмосферу Дюмании. Если эта мера не приносит ожидаемого результата, участник получает второе замечание, после чего выносится временный бан, срок действия которого зависит от конкретных обстоятельств. На время действия бана участник лишается возможности оставлять сообщения во всех разделах форума.
richelieu Если же и временный бан не побуждает нарушителя пересмотреть стиль своего поведения, форум Дюмания прощается с ним навсегда. Если в течение месяца с момента вынесения замечания участник, которому оно было объявлено, демонстрирует лишь миролюбие и уважение к другим обитателям форума, замечание снимается.
2. Администрация Дюмании принимает решение о регистрации новых участников в индивидуальном порядке– поэтому на форуме действует режим премодерации.
3. Официальный язык общения на форуме - русский. Иные языки общения не приветствуются. Потрудитесь использовать нормативную лексику и грамотную речь. Если вы выкладываете цитаты на иностранных языках, то вы же должны их перевести на русский язык.
4. На Дюмании запрещено писать транслитом. Если у вас нет возможности писать кириллицей, пользуйтесь услугами соответствующих сайтов, например, https://translit.net/ и http://translit-online.ru/ или встроенным транслитером форума.
5. Администрация Дюмании настоятельно рекомендует участникам открывать новые темы в соответствующих разделах форума. Если вы не находите открытую вами тему - она была перенесена в другой, более подходящий (на взгляд администратора) раздел. Это также касается сообщений. Исключение - темы и сообщения, нарушающие правило номер 1, которые удалены.
6. Любое сообщение, опубликованное на Дюмании, становится неотъемлемой частью форума. Решение о сохранении или удалении постов зависит только от администрации. Самостоятельно внести изменения или удалить свой пост участник может в течение часа с момента его отправки.
7. Посты, состоящие из одних смайликов, предложений, не выражающих какую-то связную мысль, а так же анимированные подписи и gif-аватары уместны только в разделе «Восторги и мечты». Во всех прочих разделах такие посты, а также флуд и оффтопик без предупреждения удаляются администрацией.
8. Мы оставляем за собой право ошибаться, ибо дюманы - тоже люди, и выражаем надежду, что участники будут жить на Дюмании долго и счастливо, соблюдая вышеизложенные правила.
 
On-line: гостей 1. Всего: 1 [подробнее..]
Dumania.ru

АвторСообщение



Пост N: 64
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.01.15 20:53. Заголовок: Мученики науки или школьная жизнь XVI-XVII вв.


Мученики науки или школьная жизнь XVI-XVII вв.


Балда - это что-то вроде мудреца (с) Л. Лагин Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 16 [только новые]





Пост N: 65
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.01.15 20:54. Заголовок: Цитируется по книге ..


Цитируется по книге Филиппа Арьеса "Ребенок и семейная жизнь при старом порядке". - Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 1999, - 418 с. А также по некоторым другим источникам.

Учебный год после реформы Парижского университета, проведенной Генрихом IV, делился на два неравных семестра: со дня Святого Реми (2 октября) до Пасхи и с Пасхи до середины июня. Летние каникулы длились 3 с половиной месяца, кроме того школяры не учились по праздничным дням. Существовало два начала учебного года. Перевод в следующий класс осуществлялся или на Пасху, или в день Святого Реми.

Святой Реми (Ремигий Реймсский) - епископ Реймсский, апостол франков. Считается, что именно он обратил в христианскую веру салических франков, крестив 25 декабря 498 года первого короля из династии Меровингов Хлодвига I с тремя тысячами его воинов и приближенных.

В середине XVI в. школяр мог проучиться в классе (само слово "класс" в современном понимании зафиксировано с 1519 г.) всего полгода или перескочить через класс, если его знания это позволяли. Со временем такая практика уйдет в прошлое, и в XVII в. дети будут проводить в каждом классе год, а то и оставаться на несколько лет. Всего классов было семь. Три грамматических - седьмой и шестой подготовительные (в них обучали чтению и письму, так как ученики не всегда приходили с начальными знаниями) и пятый. Судя по мемуарам того времени, в грамматических классах преподавал один и тот же регент (наставник), как правило, - студент какого-либо из высших факультетов университета (медицинского, правового или философского). Занимались ученики всех трех классов в одном зале. С четвертого класса школяры меняли регента и из грамматистов становились гуманитариями (мне встречалось еще слово артисты - от artibus - искусства). В третьем классе изучалась риторика, а учеников называли риторами. И, наконец, два последних года обучения были посвящены философии - логике, физике, богословию. Иногда (как в случае Декарта) философию изучали три года.

Есть и другое деление: 5 класс соответствует первому грамматическому, 4 - второму грамматическому, третий, судя по всему, - третьему грамматическому, 2 - гуманитарному, а первый - риторическому. И лишь затем изучается философия: логика и физика.

Если классы с 5 по 1 можно сравнить со средней школой, то программа по философии часто соответствовала высшим курсам университета. Большинство дворян заканчивали свое образование на риторике.

После риторического класса обычно сдавались экзамены на степень магистра искусств. Без нее в Средневековье нельзя было поступить в университет, своего рода - аттестат зрелости. Еще два или три года философии, экзамены на степень бакалавра (позднее они исчезнут), диссертация (не всем удавалось написать ее с первого раза) - и наш школяр уже бакалавр, например, богословия. Впрочем, если я правильно поняла, не всегда обучение завершалось присвоением степени. Затем можно было поступить в университет для получения степени лиценциата (давала право преподавать) и доктора.

Любопытно, что в Наваррском коллеже не было второго класса - вместо него было два первых: первый и последний первый.

Наваррский коллеж - самое знаменитое учебное заведение средневекового Парижского университета. Основан в 1304 г. супругой Филиппа Красивого Жанной Наваррской. Основным предметом была теология. Коллеж готовил будущих клириков. Школяры обязаны были носить сутану и выбривать тонзуру. Обучение делилось на три ступени: гуманитарии, логики и богословы. Духовник короля назначал главного магистра коллежа и получателей стипендии. Гуманитарии получали 4 су в неделю, логики - 6, а теологи - 8. Не знаю к какому периоду относятся эти цифры, но пишут, что на пропитание хватало. В XVI-XVII вв. школяров уже будут кормить завтраком и обедом в общей столовой. Первоначально условием зачисления была бедность. Однако постепенно "Наварра" из интерната для бедных превратится в элитную школу для детей знати. Впрочем, стипендиаты тоже останутся, но о них ниже.

Во сколько лет поступали в коллеж?

Средний возраст учеников шестого класса (седьмой был необязательным) - 8 с половиной лет. Однако встречались и переростки - 10-14 лет и вундеркинды - 5-6 лет (Конде в восемь лет учился уже в четвертом классе). Таким образом, эти мальчики, опережавшие своих сверстников на два-три года, в 11-12 лет заканчивали основное обучение, а в 13-14 изучали, к примеру, древнееврейский и халдейский (аккадский) языки или санскрит. Затем юноши могли продолжить образование в университете или окончить военную Академию. Академии появляются в Париже в середине XVI в. Там изучали верховую езду, математику (ее почти не преподавали в университетах), фортификацию, живопись, игру на лютне и танцы, а также европейские языки.

Классы были очень большими. Так в 1618-1619 учебном году в 5 классе (первом грамматическом) коллежа в Шалоне обучались 165 человек. Из них: восьмилетних - 9 мальчиков, девятилетних - 11, десятилетних - 28, одиннадцатилетних - 26, двенадцатилетних - 29, тринадцатилетних - 21, четырнадцатилетних - 26, пятнадцатилетних - 12, шестнадцатилетних - 5, и даже трое молодых людей 17 и 18 лет. Интересно, как регент справлялся со всей этой разношерстной и разновозрастной толпой "первоклашек"? В четвертом классе учеников уже 114, в третьем - 70, во втором - 23 и в первом (выпускном) - 18. Таким образом, до риторического класса доучивалось, примерно, 10% поступивших.

Дисциплина

Дисциплинарную систему, складывавшуюся с XV в., определяли три основные черты: постоянные контроль и надзор, доносительство, возведенное в принцип управления, и широкое применение телесных наказаний.

Из уложения грамматической школы Наваррского коллежа: "Никто из младших учеников не должен выходить за пределы коллежа один. При необходимости (когда лекция или проповедь читаются вне стен учебного заведения), если оба учителя (у регента иногда был помощник) не могут его сопровождать, они должны определить ему в качестве проводника надежного товарища, чье поведение безупречно. Сопровождающих следует часто менять, чтобы не допустить какого-либо постыдного сговора между сопровождающим и подопечным".

Жерсон "Указание для парижских детей Церкви": "Один из учителей всегда должен находиться рядом с учениками и смотреть за ними дома и на улице, везде, куда ученику нужно пойти". В иезуитском коллеже Флеш школяров сопровождали даже в уборную. Классный надзиратель стоял снаружи и ждал пока ученики не выйдут.

Но, надо заметить, что на практике такой постоянный контроль в переполненных классах, где большая часть учеников была экстернами, то есть живущими вне коллежа, не представлялся возможным. На класс, как правило, приходился один регент и он не мог уследить за всеми. Поэтому ученикам грамматических классов вменялось донести о поведении товарища, если тот говорит по-французски, а не на латыни, лжет, ругается, недостойно или нескромно себя ведет, опаздывает, пропускает молитвы, болтает во время службы. Если учащийся знал о проступке своего приятеля и не доносил - наказывали обоих.

С XVI в. обязанность следить за товарищами вменяется лишь нескольким ученикам, которых регент выбирал себе в помощники. Их называли custos (надзирателями) или asinus (ослами). Скрытый текст


В конце недели надзиратели подавали списки нарушителей учителю, который выносил приговор и осуществлял наказание. Надзирателей меняли ежемесячно. Школяры, естественно, бунтовали и не желали становиться доносчиками, однако их мнение никого не заботило. Кордье писал: "Хотя гордецы и невежды находят должность наблюдателя низкой и недостойной, вам следует верить, что эта миссия - долг чести и святая обязанность".

Наказания

В качестве наказаний использовались карцер, лишение еды и гораздо чаще - розги, которые называли дисциплинарным наказанием. Если столетие назад дисциплинарное наказание применялось только к младшим школярам и к неимущим, а с остальных взимали денежные штрафы, то XVI век уравнял учеников риторического класса с грамматистами - пороли теперь всех за любую провинность. Впрочем, унижения можно было избежать - оставить коллеж. Кроме того, были и исключительные случаи - отличника Шарля Перро не секли ни разу за все годы обучения. Вообще, за XVII век страсти по розгам улягутся. Сохранят публичные наказания только иезуиты. Возможно, поэтому де Вард говорит Раулю: "Вы напоминаете иезуита с розгой..."

Экстерны и интерны, стипендиаты и золотая молодежь

Экстернами, о которых уже упоминалось выше, как правило, называли школяров проживавших вне коллежа, не пансионеров. У иезуитов, правда, таких учеников именовали - auditores, то есть слушателями, а слово "экстерны" относилось к школярам, не принадлежащим к Обществу Иисуса.

Экстернов можно разделить на несколько групп:

1. Ученики, жившие дома. Если пансионеров повсюду сопровождали учителя или надзиратели, то эти мальчики ходили в коллеж в сопровождении слуги, а чаще наставника - им мог быть домашний учитель, обучавший ребенка до поступления в коллеж, или молочный брат - сын кормилицы, или просто старший товарищ, которому доверяли родители ученика. Этот юноша тоже зачислялся в коллеж и, соответственно, получал возможность учиться, попутно следя, чтобы его подопечный не шалил. В стенах коллежа наставником называли также регента.

2. Ученики, жившие в частном пансионе (педагогии), не относившемся к коллежу. За их поведением, а также за тем, чтобы они делали домашнее задание следил хозяин пансиона. Его жена или служанка стирала им и готовила еду.

3. Ученики победнее, снимавшие какой-нибудь угол в городе, так как это было дешевле, чем оплачивать пансион в коллеже. Такие школяры ходили на занятия сами.

Все экстерны платили за обучение.

Вторая категория школяров - интерны, проживавшие в зданиях, принадлежавших коллежу.

Среди них были стипендиаты из бедных семей, не платившие за обучение, проживание и питание, то есть те, для кого коллежи изначально и создавались. Но эта группа была немногочисленна. В коллежах иезуитов (а также, возможно в Наваррском коллеже, судя по английской Википедии) стипендиатов можно было узнать по сутане. Прочие ученики не носили облачение.

Другие интерны платили за обучение и пансион. Кордье пишет, что существовали три типа проживания в коллеже: жилец, домашний ученик и личный пансионер или пансионер стола учителя. Пансионеры были самой привилегированной группой школяров. Это дети обеспеченных родителей, которые желали, чтобы их чадо находилось под опекой учителей. Они были на содержании у принципала - главы коллежа. Нередко такие ученики привозили с собой наставников и слуг. Даже если эти дети учились в родном городе, принципал не желал, чтобы они слишком часто отпрашивались домой.

У иезуитов и ораторианцев (общество основано в 1558 году) был пансион другого типа - ближе к современному интернату. Ученики не жили у учителя. Они находились на содержании самого коллежа и подчинялись уложениям, регулировавшим расписание занятий, распорядок дня, перемещения, а также обязанности, общие для всех школяров: как для интернов, так и для экстернов. Учиться в этих коллежах было очень престижно. Дети высокого происхождения не жили там в общих комнатах, для них были отдельные квартиры.

Жильцы - снимали в коллеже комнаты на несколько человек, сами покупали себе еду, и принципал не нес за них ответственности, как за своих пансионеров.

Домашние ученики - жили дома у своего регента. Бывало, что скаредный учитель прикарманивал деньги, которые платили ему родители школяров и объедал своих подопечных.

Число интернов всегда было небольшим. Основная масса учеников жила вне коллежа. Регент и префект города имели право инспектировать частные пансионы и квартиры, которые снимали экстерны.

Некоторые интересные факты

Теологию в Парижском университете (а Наваррский коллеж относился к теологическому факультету) преподавали представители двух орденов: доминиканцы и францисканцы (к последним принадлежат также капуцины).

В диалогах Кордье учителя обращаются к младшим ученикам по имени, а не по фамилии. Например, Стефанио, а не господин де N. Честно говоря, я подобного не ожидала. Не знаю, насколько это отражает реальную ситуацию. Но, в принципе, в "Диалогах" Кордье описывал свой коллеж. Интересно, а как тогда обращались друг к другу сами школяры? Тоже по именам, или все же по фамилиям, а то и по титулам? Учителей называли также не по фамилии, а по имени с прибавлением ученой степени. Например, магистр Филипп.

Далеко не все окончившие полную программу обучения становились клириками или поступали в университет, многие выбирали карьеру военного, хотя для этого вовсе не обязательно было тратить еще два, а то и три года в коллеже (да еще писать диссертацию). Можно было уйти и после риторического класса, но родители, имея возможность, стремились дать своему чаду полное образование.

Расписание занятий (на примере коллежа Монтегю)

Коллеж Монтегю упоминается у Гюго в "Соборе Парижской Богоматери" и у Рабле в "Гаргантюа и Пантагрюэле". Основан Яном Стандонком, воспитанником францисканцев. Коллеж славился жесточайшей дисциплиной.

Подъем назначен в четвертом часу. Первый урок идет до шестичасовой службы. По удару колокола ученики спускаются в учебный зал. Входит регент. Надзиратели отмечают отсутствующих и выявляют нарушителей. С шести до восьми - служба. С восьми до десяти - большой утренний урок, в одиннадцать - завтрак в столовой (в одних коллежах экстерны приносили еду с собой, в других - их кормили вместе с интернами). Примерно в три часа - большой полуденный урок, длившийся примерно до шести часов. Перерывы между уроками использовались для самостоятельной подготовки. С 10 до 11 часов утра (то есть сразу после большого утреннего урока и до завтрака), а также в пять часов вечера были занятия по стихосложению и диспуты. Диспуты бывали на заданную тему и на свободную. Они чем-то напоминали современные семинарские занятия. Во время диспутов учитель проверял, как ученики усвоили материал. Утренний и полуденный уроки представляли собой лекции. Впрочем, во время таких занятий школяры не только слушали регента, но и работали сами: например, переводили тексты. Подобное расписание действовало во всех коллежах того времени.

Из уставов коллежей: некоторые правила

Запрещается:
- пить в кабаках
- посещать непристойные места (к ним часто относили залы для игры в мяч или в кегли, однако со временем отношение к физическому воспитанию поменялось в лучшую сторону)
- играть в шумные игры
- петь
- начинать потасовки
- приводить женщин (также не следует слишком часто приводить посторонних гостей)
- выходить без уважительной причины во время урока или молитвы
- опаздывать на занятия (также не следует опаздывать к завтраку и к обеду, хотя голодным бы не оставили)
- пропускать занятия без уважительной причины
- портить имущество коллежа
- кидать солому или овес в туалетные отверстия :)))
- говорить по-французски (в диалогах Кордье один из учеников рассказывает, что у него дома даже слуги понимают латынь; по-французски говорили только с женщинами).

Предписывается:
- жить в дружбе и согласии, уважать правила общинного быта
- уважать учителей
- избегать издевательств над соучениками
- опрятно одеваться.

Школярский бунт, бессмысленный и беспощадный (с)

А также другие малоприятные стороны школьной жизни.

Школяры носили оружие. Даже самые маленькие, те кто поступал в коллеж в пять лет (!). И шпага была не просто украшением, модной деталью костюма. Эти детки уже умели за себя постоять. Оружие предписывалось сдавать при входе в коллеж под расписку. После занятий его возвращали. Очевидно, что интерны, которые большую часть времени проводили в стенах учебного заведения, видели свои шпаги реже. Я также сомневаюсь, что их носили стипендиаты, ходившие в монашеском облачении. А вот экстерны гуляли по городу вооруженными. Л'Эстуаль пишет, что на масленицу 1588 года школяры коллежей Парижского университета со шпагами в руках устроили бесчинства на Сен-Жерменской ярмарке. Пришлось послать за полицией.

Из дисциплинарного уложения Бургундского коллежа (1680 г.): "Запрещается иметь при себе шпагу и другое оружие в жилых комнатах. Те, у кого оно есть, обязаны сдавать его принципалу, который будет хранить его в специальном месте". Однако и такие запреты умудрялись обходить. В коллеже ораторианцев в Труа один из учеников угрожал учителю шпагой. Регентам и префектам часто приходилось противостоять вооруженным восстаниям молодежи. В XVI-XVII в. волнения были часты и жестоки. Случались они, например, во время карнавалов.

В 1646 году в иезуитском коллеже Флеш школьное начальство запретило выбирать шутовского короля. А кроме того, высекло несколько старших учеников. Это стало последней каплей: начался форменный бунт. Школяры избивали учителей. Экстерны поддержали своих товарищей-интернов. Когда одного из буянов заперли, экстерны вооружились и осадили коллеж, перекрыв все входы и выходы, чтобы их приятеля не увезли и не предали в руки правосудия. Чем-то мне это напоминает мушкетеров у Пале-Кардиналь, ожидающих гасконца, которому Ришелье назначил аудиенцию. У них, вероятно, был опыт проведения таких акций еще с юности. Утром школяры ворвались в коллеж и сорвали занятия, угрожая взять в заложники кого-нибудь из учителей, если им не выдадут товарища. "Смутьяны, вооруженные шпагами, палками и бичами" - так их описывает хроника. Отцы-иезуиты пригрозили восставшим огнестрельным оружием. Однако кто-то из бунтовщиков бросился на стволы. В результате был ранен учитель, кинувшийся его оттаскивать.

Вот так люди "развлекались". Судя по документам, бунтовали старшие ученики основной программы обучения: риторы (последний класс), логики (предпоследний) и "третьеклашки". Получается, возраст бунтовщиков, в среднем, был от 11 до 20 лет. Они уходили с уроков без разрешения, срывали занятия, забаррикадировав двери, портили школьное имущество, нападали на прохожих с оружием или палили из пистолетов.

Дуэльная лихорадка не миновала и школяров. 1591 году некто Груе (наставник маршала Бассомпьера) убил Ламотта, своего соученика. Хронисты отмечают, что школяры часто дрались прямо возле коллежа, метали камни. Упоминается побоище между философами и гуманитариями (два года разницы в возрасте), участники которого были заключены под стражу. Школяры гибли на дуэлях, нередко не успев даже исповедоваться. С учениками, начиная с пятого класса (первый грамматический, 7-12 лет), проводили беседы о недопустимости поединков. Так как малый возраст не гарантировал защиту от насилия. Дуэли запрещали под страхом самых строгих наказаний.

Горожанам XVI - начала XVII вв. эта разнузданная орава, скорее, напоминала бандитов, а не благочестивых клириков. Школяры ленились на занятиях, болтали, пока учитель надрывал горло. Подкупали своих товарищей, чтобы те откликались за них на перекличках, а сами прогуливали. Иногда проносили вино в коллеж и устраивали попойки. Некоторые тайком посещали кабаки и публичные дома. Хотя содержатели подобных заведений, не имели права принимать у себя учеников. Стипендиатов, которых заставали с женщиной, исключали. С мужчиной - тоже. К великому сожалению, мужеложество в коллежах встречалось. Как со стороны учителей, так и со стороны учеников, что явствует из мемуаров. Поэтому иезуиты, борясь с этим пороком, и ввели такой строгий контроль среди своих интернов.

Для школяров также вводился "комендантский час", после восьми (иногда девяти) часов вечера интернам запрещалось покидать коллеж, а экстернам свои дома. Но к концу XVII в. нравы станут поспокойнее, и эта мера уйдет в прошлое.

Балда - это что-то вроде мудреца (с) Л. Лагин Спасибо: 3 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 66
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.01.15 23:58. Заголовок: О прозвищах В "..


О прозвищах

В "Новелле о профессоре, который сражался с одной селедочницей с Малого моста" говорится, что у богатых школяров было прозвище "галошники" - за специальные туфли, которые они надевали поверх обычной обуви, чтобы не запачкать ее. Экстернов называли "стрижами" или "топтунами" (это есть и в книге Арьеса). А стипендиатов коллежа Монтегю, согласно Гюго, дразнили "ермолками" - за пилеолусы (шапочки клириков), которые они носили.



Балда - это что-то вроде мудреца (с) Л. Лагин Спасибо: 3 
ПрофильЦитата Ответить
Та еще ГРАФОманка




Пост N: 5423
Info: Иногда смайлик-это просто двоеточие и скобочка. Не поддавайтесь стереотипам:).
Рейтинг: 120
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.01.15 01:28. Заголовок: jude Спасибо, очень..


jude
Спасибо, очень интересно!
jude пишет:

 цитата:
Подъем назначен в четвертом часу.


Бедные, бедные дети:(
jude пишет:

 цитата:
Чем-то мне это напоминает мушкетеров у Пале-Кардиналь, ожидающих гасконца, которому Ришелье назначил аудиенцию. У них, вероятно, был опыт проведения таких акций еще с юности


Ну, если они с пяти лет были обязаны носить оружие...

Эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки. Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 68
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.01.15 09:18. Заголовок: Отрывки про коллеж и..


Отрывки про коллеж из романа Шарля Сореля (1602-1674) "Правдивое комическое жизнеописание Франсиона"

Сорель описывал коллеж Лизье, основанный в 1336 г. и находившийся на улице Сент-Этьен де Гре. В этом коллеже учился сам автор, а также, по некоторым сведениям, - там изучал богословие Ришелье, когда было решено, что он станет епископом Люсонским.

"Я остался на руках у педагогов, которые, проверив скудные мои познания, признали меня достойным поступить в пятый класс, да и то была это большая милость. Я очутился взаперти, хуже любого монастырского инока, и был вынужден являться на богослужение, к трапезам и на уроки по звону колокола, коему подчинялась тут вся жизнь. Вместо нашего священника, никогда не повышавшего голоса в разговоре со мной, был здесь у меня тутор1 ужасающего вида, разгуливавший неизменно с плеткой в руке, каковой умел он действовать с не меньшим искусством, чем все ему подобные.

Один из законов, коим приходилось нам повиноваться под его владычеством, был для меня особенно тягостен, ибо повелевал изъясняться только по-латыни, а я никак не мог отвыкнуть от того, чтоб не обмолвиться каким-нибудь словечком на родном языке, после чего обычно получал так называемое «приглашение», сопровождавшееся экзекуцией. Я даже думал, что мне было бы лучше всего поступить, как ученики столь излюбленного у нас Пифагора, и семь лет хранить молчание, ибо не успевал я открыть рот, как на меня сыпались такие ужасные обвинения, словно был я величайшим преступником на свете; но для этого пришлось бы отрезать мне язык, так как был он у меня хорошо привешен, и я не давал ему пребывать в праздности. Однако же, дабы удовлетворить страсть своего языка к болтовне, заставил я его в конце концов произносить все прекрасные латинские словеса, какие знал, прибавляя к ним исковерканные французские, и таким образом ухитрялся вести беседу.

Моим классным наставником был молодой человек, тщеславный и наглый до крайности; он по большей части приказывал величать себя Гортензиусом. Нас, школяров, угнетала главным образом его скаредность, побуждавшая этого наставника прикарманивать большую часть денег, уплачиваемых за наше содержание, и кормить нас не иначе, как вприглядку. Тут довелось мне узнать на собственной шкуре, что по какой-то странной фатальности все слова, определяющие невзгоды школяров, начинаются на букву «к», как-то: кнут, кара, карцер, крохотные куски, клопы, а также немало других, каковые я бы вам разыскал, будь у меня словарь и побольше досуга.

Наши завтраки и полдники зависели от милосердия его злобного слуги. Если по приказу своего хозяина ему нужно было лишить нас рациона, то он отправлялся гулять в тот самый час, когда надлежало его раздавать, наводя тем экономию и предоставляя нам дожидаться обеда, каковой не мог нас насытить, ибо нам выдавали ровно столько еды, сколько эти господа почитали нужным. Гортензиус принадлежал к числу поклонников сентенций, начертанных на храме Аполлона; в особенности же нравилась ему следующая: «Ne quid nimis»2, каковую поместил он над дверьми своей кухни, желая показать, что не потерпит никаких излишеств в трапезах, там приготовляемых.

Всякий раз произносил он за столом маленькую проповедь о воздержании, относившуюся особливо ко мне, причем ссылался на Цицерона, который утверждал, что есть надо для того, чтобы жить, а не жить для того, чтобы есть.3 Затем он приводил нам примеры относительно умеренности древних и не забывал рассказа о том военачальнике, обед которого, по словам очевидцев, состоял из одной только жареной репы. Кроме того, он доказывал нам, что дух не может отправлять своих функций, когда тело перегружено пищей, и так как поместили нас к нему для ученья, а не для безмерного обжорства, то и надлежало нам помышлять более о первом, нежели о втором. Но окажись там какой-нибудь врач и стань он, как того требовала справедливость, на нашу сторону, то доказал бы, что нет ничего вреднее для здоровья детей, чем постничанье. К тому же Гортензиусу не трудно было проповедовать воздержание, поскольку нас приходилось восемь душ на одну овечью лопатку, а он самолично справлялся с каплуном. Даже Тантал не испытывал в аду таких искушений от недосягаемых яблок, какие претерпевали мы, глядя на вкусные куски, до коих не смели дотронуться.

Случись кому-нибудь из нас провиниться, Гортензиус назначал наказание, из коего извлекал выгоду, а именно; сажал ученика на хлеб и на воду, не тратясь, таким образом, даже на розги. В дни отдыха, как-то: на св. Мартина, в богоявление и во вторник на сырной неделе,4 — не заказывал он лучших кушаний, пока не получал с каждого из нас по лишней монете, и то, полагаю, наживал он немалую толику на сих устраиваемых для нас пиршествах, ибо по привычке своей к посту мы довольствовались малым и, получив вареную птицу да несколько кусков жаркого, мнили себя на пышнейших трапезах Лукулла и Апиция5, коих он называл не иначе, как гадами, гнусами и свиньями. Таким образом, он обогащался за счет наших животов, вопивших об отмщении, и, право, я нередко боялся, как бы за недостатком движения и своевременного подметания какой-нибудь паук не развел бы у меня на челюстях паутины. Одному Богу ведомо, к каким выдумкам я прибегал для того, чтоб раздобыть насущную пищу.

Мы были в восторге, когда начальник училища, человек довольно славный, угощал кого-нибудь из своих друзей, ибо к десерту мы ходили подносить эпиграммы гостям, которые в награду одаривали нас фруктами, пирогами и тортами, а также нередко и мясным, если таковое не было еще убрано со стола, и притом в таких количествах, что мы распарывали подкладку своей одежды и совали туда всякую снедь, словно в копилку. Лучшие трапезы у могущественнейших князей мира не казались мне столь вкусными, сколь те, коими я услаждал себя, одержав такую победу с помощью своего стихоплетства".

Школяры, согласно Сорелю, учились писать стихи, подражая Вергилию, а также Жану Текстору (приблизительно 1480-1522 - преподаватель риторики в Наваррском коллеже, автор учебников и ректор Парижского университета) и поэтам-либертинам6 (сборник "Сатирический Парнас"). Правда, у иезуитов последние были под запретом. А прозу - подражая Цицерону.

[...]

"В то время я жил у Гортензиуса по-прежнему, с той лишь разницей, что обращался он с нами еще хуже, чем в предыдущие годы, и в течение всей зимы, оказавшейся очень холодной, ни разу не отпустил нам дров. Необходимость согреться вынудила нас поэтому сжечь перегородки в штудирных комнатах, солому наших тюфяков, а затем и тетради для сочинений".

[...]

"Все это сделало меня злюкой и плутом, так что я совсем перестал походить на наших земляков [Франсион из Бретани] и даже позабыл родной выговор, ибо вращался среди нормандцев, пикардийцев, гасконцев и парижан, от коих перенял новые нравы: меня уже стали причислять к тем, кого называют «язвой», и по ночам я бегал во двор, запрятав в штаны плетку из бычьей жилы, и нападал на тех, кто, выражаясь деликатно, шел за нуждой. Я носил плоский берет, камзол без пуговиц, пристегнутый булавками или эгильетками7, совершенно растерзанный балахон, черный от грязи воротничок и белые от пыли башмаки, — словом, все, что полагается настоящей школьной «язве», — и говорить со мной о чистоплотности было равносильно тому, чтоб объявить себя моим врагом. Сперва достаточно было голоса рассерженного учителя, чтоб я дрожал, как листва на дереве, овеваемом ветром; а теперь меня не удивил бы и пушечный выстрел. Перестал я также бояться плетки, точно у меня была железная кожа, и выкидывал всякие проказы, например, бросал на прохожих, шедших по школьной улице, тетради, бумажные картузы с отбросами, а иногда и нечистоты".

Еще один интересный момент: Сорель пишет, что у школяров была привычка "хлопать ранцами по партам, выражая таким образом одобрение кому-либо".

Примечания:
1. учитель
2. "Первое дело в жизни - ни в чем излишка" (Теренций)
3. на самом деле, это афоризм Сократа
4. масленица
5. Лукулл - римский полководец, славившийся роскошными пирами, Апиций - гурман, живший в эпоху императоров Августа и Тиберия
6. сторонники свободной гедонистической морали
7. шнур или плетеный жгут с металлическими наконечниками, служивший для прикрепления штанов к камзолу

Балда - это что-то вроде мудреца (с) Л. Лагин Спасибо: 3 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 73
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.01.15 22:33. Заголовок: Читая отрывки из мем..


Читая отрывки из мемуаров кардинала де Берни, наткнулась на интересный момент: в коллеже ученикам, готовившимся принять сан, в 12 лет, выбривали тонзуру - это был возраст посвящения.

Так рано? И что конкретно понималось под посвящением? Тогда же приносились обеты? Или нет? Других примеров я не нашла. Если у кого-нибудь есть информация, буду благодарна.

Кстати, де Берни - младший сын в семье, и его предназначили к духовной карьере, а вот его старшего брата - к военной (не наоборот). По окончании коллежа де Берни уже аббат (если я правильно поняла текст) и собирается преподавать в семинарии Сент-Сюльпис. Однако ему отказывают, так как он сам не заканчивал семинарию, а в XVIII в. - это все чаще необходимая ступень для религиозной карьеры.

В своих мемуарах де Берни пишет о том, как не досыпал учился по ночам (без света), когда решил доказать учителям, что способен осилить программу риторического класса. И таки добился своего - спустя два месяца его перевели из третьего класса сразу в риторический. Также он рассказывает, как избавлялся от лангедокского акцента - над ним насмехались соученики. И тоже - избавился.

После риторического класса де Берни выступил с речью (это была обычная практика) о превосходстве риторики над философией. Философы возмутились и произнесли ответную речь. Де Берни хотел ответить, однако отец-принципал прекратил диспут. Тогда школяры решили все кулаками. Де Берни пишет, что философы были сильнее, но риторов было больше.

Еще о дисциплине: оказывается наказание ужесточалось, если ученик кричал под ударами. Об этом писал Риго - историограф Братства христианских школ. Правда, у него речь идет не о коллеже, а о "малой школе" (нечто вроде нашей начальной, где учили петь, читать, писать и иногда арифметике; в коллеже эти предметы изучали в 7-6 классах). Прямо-таки спартанское воспитание.

Насчет диссертации я, кажется, ошиблась, судя по мемуарам, ее писали не после риторического класса, а после логического. Но в любом случае - написанием диссертации "заканчивалось обучение в коллеже для прилежных учеников" (с) Ф. Арьес. А заканчивали коллеж по-разному: кто-то после риторического класса, кто-то после логического (первого философского), а кто-то после второго философского.

Балда - это что-то вроде мудреца (с) Л. Лагин Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 13833
Рейтинг: 127
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.01.15 03:00. Заголовок: Цитируется по книге ..



 цитата:
Цитируется по книге Филиппа Арьеса "Ребенок и семейная жизнь при старом порядке"


Это, действительно, замечательная книга, которая заставляет по-другому взглянуть на жизнь в Средние века и на рубеже Нового времени.

...наливает себе из графина... Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 74
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.01.15 11:20. Заголовок: О возрасте посвящени..


О возрасте посвящения и о первой тонзуре

Вот что нашлось: Las Siete Partidas, Volume 1: The Medieval Church и Rites of Passage: Cultures of Transition in the Fourteenth Century редакторы: Nicola McDonald, W. M. Ormrod

Первая тонзура выбривалась тем, кого поставляли в малые чины клира (остиарий (привратник), чтец, экзорцист и аколит (зажигал свечи, подготавливал хлеб и вино для евхаристического освящения)). Поставление в малые чины, не требовало рукоположения и, по-видимому, также не требовало специальных обетов. Тем, кто был предназначен для духовной карьеры с детства, первая тонзура могла выбриваться уже в семь лет, но чаще - ее выбривали в возрасте 12, незадолго до поставления в чин аколита, который был высшим среди малых чинов.

Балда - это что-то вроде мудреца (с) Л. Лагин Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 81
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.03.15 21:18. Заголовок: Внимание: текст с ре..


Внимание: текст с рейтингом 16+

Jocund advent, или "Добро пожаловать, новенький!"

Еще одной жестокой стороной жизни в коллеже была церемония посвящения в школяры. Этот ритуал носил разные названия: jocund advent (что-то вроде: "радостное прибытие", или "шутка над новичком") Скрытый текст
или (в Германии) - despositio cornuum ("спиливание рогов"). Традиция посвящения зародилась, как пишет Роберт Райт, в Парижском университете. Интересно, что не в Болонском. Вообще, упоминаний о jocund advent в Италии мне найти не удалось. Зато во Франции, в Германии и в Англии этот обычай полюбился и просуществовал до XIX в., не смотря на активное сопротивление школьных властей. А в статье из французской Википедии утверждается, что традиция не забыта и по сей день.

Латинская школа и ее наследники - коллежи делились на корпорации, ассоциации и братства, нередко враждующие друг с другом. Иногда они основывались по географическому принципу: все школяры из одного региона принадлежали к одному Землячеству (Nation). Иногда - по какому-либо другому признаку. Во главе корпорации стоял аббат, приор, попечитель, прокуратор или герцог, избираемый из старших школяров, и его советники ("трибунал чести"). Если в Средневековье такие корпорации, на самом деле, управляли внутренней жизнью коллежа, то в Новое время, после введения жесткой дисциплины, они постепенно теряют реальную власть. Однако школяры продолжают создавать такие общества, невзирая на все запреты и угрозы наказаний.

Начало XVII в. иезуитский коллеж Флеш: "Запрещается выбирать герцога, прокуратора или главу Землячества".

1623 г. Дижон: "Категорически запрещается школярам создавать меж собой ассамблеи и монополии, а также выбирать аббатов, приоров и других вождей разврата".

Придя в коллеж, новичок должен был стать членом какого-либо братства. В Средневековье и в раннее Новое время общество еще корпоративно, и человеку было очень сложно жить, не принадлежа к какой-нибудь группе. Тут ты или свой – или чужой. Третьего не дано. Первый год обучения новеньких называли желторотыми (bajan или bejanuus) от фр. bec jaune. Любой имел право их обидеть, поэтому новичков опекал глава корпорации, нередко взимая с них дань за защиту. Через год желторотый допускался к процедуре «очищения от своей скверны» и только после этого получал право носить гордое имя школяра.

Корни ритуала jocund advent можно найти еще в языческих обществах. Это инициация, символизирующая смерть мальчика и рождение мужчины. Элементы обряда различались в зависимости от местных традиций и богатой фантазии старших учеников. Но общим было следующее: «действо заключалось, прежде всего, в попойке – potacho, затем в издевательских шутках и испытаниях, сопровождавшихся порой сексуальными бесчинствами. Шутки и испытания ломали прежнего человека, полностью унижали его и подчиняли победителям. Он оказывался обузданным и отдавался телом и душой сообществу, которое его подавило. В то же время новенький становился братом своих мучителей, благодаря совместному вкушению пищи. Братство должно было вновь и вновь подтверждаться своего рода причастием – совместными пирушками и возлияниями».

Немудрено, что jocund advent уже в XIV в. вызывал отвращение священнослужителей.

Нарбоннский коллеж, 1397 г. «Запрещается требовать от новичка что-либо не соответствующее чести или пользе коллежа, а равно предаваться по случаю принятия нового ученика какому-либо пороку или непотребству, о которых нельзя рассказать».

Орлеан: «Запретить обычай, как ведущий к пьянству, непристойностям и похоти».

Однако указы оставались мертвой буквой.

Авиньон, 1441 год: «По случаю принятия новеньких постоянно совершаются деяния запрещенные и невообразимые». Авторы этого документа избегали называть напрямую, что именно творилось во время таких церемоний, прибегая к эвфемизму «прочный позор».

Реформа Парижского университета, проведенная Генрихом IV, вновь запрещает попойки. Подобные запреты будут появляться и в дальнейшем.
Труа, конец первой половины XVII в.: «нравы подозрительные…или же извращенные», «едва можно удержаться от слез, когда узнаешь о подобных бесстыдствах».

Другие источники, все же, проливают свет на то, как проходил обряд.

Церемония носила секретный характер, и новички клялись не выдавать непосвященным тайн братства. Посвящаемый обычно также должен был оплатить попойку. Бывало, что обряд проходил один желторотый, бывало – сразу несколько.

В Англии шутки старших, кажется, были самыми безобидными: в середине XVII в. младших школяров будили в пять часов утра и требовали произнести речь. Иногда нужно было говорить, стоя на столе. Если речь не нравилась собравшимся, могли заставить пить соленый напиток или «поставить метку на подбородке» - расцарапать. Могли заставить ходить по улицам и продавать прохожим соль. В Шотландии желторотых били тетрадками.

В Париже действо обычно совершалось в день Невинно убиенных младенцев (28 декабря) и разыгрывалось как суд. В роли обвиняемого был, конечно, желторотый. Он с непокрытой головой стоял перед трибуналом в то время, как прокурор перечислял его грехи. Затем приор и советники приговаривали новичка к «искуплению вины». Был и другой вариант – не суд, а пародия на экзамен: новичок под ударами должен был вести смешной диспут.

В Германии на желторотого смотрели не как на преступника, а как на дикого зверя, которого надо превратить в человека. Новичок надевал деревянные рога, которые с него «спиливали» во время церемонии. Отсюда и появилось название – despositio cornuum.

После такого спектакля, согласно обеим традициям, начиналась процедура «очищения». Скрытый текст


К слову, когда я читала «Дона Паблоса» Кеведо, у которого описан подобный обряд, преподаватель говорил нам, что это не более, чем литературный прием. Но как явствует из документов, писатель опирался на реальность.

Есть свидетельства, что после церемонии jocund advent вчерашние желторотые покидали коллеж или заболевали.

Эта традиция и послужила одной из причин того, что в коллежах иезуитов с учениками постоянно должен был находиться кто-то из учителей.

Источники:
Robert S. Rait "Life in the Medieval University"
Benjamin Roberts "Sex and drugs before Rock'n'Roll"
Rashdall "The Universities of Europe in the Middle Ages"
Филипп Арьес "Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке", с. 244-256
Ф. Кеведо "Дон Паблос"
http://en.wikipedia.org/wiki/Deposition_(university)

Балда - это что-то вроде мудреца (с) Л. Лагин Спасибо: 3 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 4946
Рейтинг: 56
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.03.15 22:23. Заголовок: Чем не армейская дед..


Чем не армейская дедовщина?
Мне муж рассказывал, что в 60-м, когда он призвался, они с друзьями не дали над собой измываться только потому, что сумели показать " старикам", что не готовы терпеть издевательства. Но и такого кошмара, о котором рассказывали позднее, тогда еще не было. А корни этой мерзости уходят далеко и глубоко.

. Подобно тысячам других людей, с нетерпением ожидавших реформ, я отступал перед ними, начиная понимать, к чему они могут привести. Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 82
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.03.15 09:12. Заголовок: В моем предыдущем по..


Скрытый текст


Балда - это что-то вроде мудреца (с) Л. Лагин Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 4947
Рейтинг: 56
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.03.15 09:42. Заголовок: А в точном переводе ..


А в точном переводе с французского: желтоклювый .

. Подобно тысячам других людей, с нетерпением ожидавших реформ, я отступал перед ними, начиная понимать, к чему они могут привести. Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 83
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.03.15 21:07. Заголовок: Некоторые интересные..


Некоторые интересные факты из книг Рэшдолла и Арьеса

1) Устав Парижского университета предписывал школярам "сидеть на лекциях тихо, как девочки" (с)

2) У Сорбонны был собственный сад, откуда школяры то и дело воровали фрукты. А для кого тогда сад, если фрукты рвать нельзя? Только для преподавателей? Вот жадины!

3) Наваррский коллеж стал первым учебным заведением с полным циклом образования. Он включал грамматические классы, другими словами - сочетал среднее и высшее образование, как сказали бы сегодня. А вот Сорбонна предназначалась для школяров, уже получивших степень магистра искусств, то есть была ближе к современному ВУЗу. Вообще же, в Новое время еще нет четкой границы между школой и университетом, между школьником и студентом. Ученика называют школяром, независимо от возраста и класса, в котором он учится.

4) Помимо коллежей с полным циклом обучения, существовали и малые коллежи (7-6 класс, подготовительные). Многие моралисты да и сами родители на протяжении XVII в. задумывались о том, что следует оградить младших детей от дурного влияния старших школяров и обучать их отдельно. К слову, в Германии именно на XVII в. приходится пик разгула издевательств над новичками (про Францию Рэшдолл информацию не приводит).

5) Устав Парижского университета предусматривал, что кандидат, претендующий на степень бакалавра, должен быть не моложе 14 лет. Не знаю, действовало ли это правило в XVII в., однако примерно в этом возрасте ранние ученики и заканчивали богословский класс.

6) У грамматистов, гуманитариев и богословов в Наваррском коллеже были отдельные общежития, кухни и классы. Они собирались вместе только во время мессы (каждое утро). Комнаты в общежитиях были большими (в них могло жить по 20 человек). Более знатных школяров селили по двое. Принцы крови занимали отдельные апартаменты.

7) Стипендиаты были обязаны прислуживать во время мессы и петь в хоре. Цвет сутан в Наваррском коллеже был черным.

8) В XVII в. уже было понятие академист - юноша, обучающийся в военной Академии, и даже академист в отпуску (из писем мадам де Севинье).

Спор между принцем д'Аркуром (если я правильно поняла, то речь идет о принце Альфонсе Анри (дом Гиз-Лоррен), но могу и ошибаться) и Ла Фейядом:
 цитата:
"После чего принц запустил ему в голову тарелкой. Ла Фейяд кинул в того нож. Оба промахнулись. Их разняли и заставили поцеловаться в знак примирения. Вечером в Лувре они уже мирно беседовали, как будто между ними ничего не произошло. Если бы Вы видели, как спорят меж собой академисты в отпуску, Вы бы нашли ссору наших молодых людей очень похожей на это".



9) В аудитории школяры рассаживались по социальному статусу. Дети из знатных семей перед началом занятий посылали в класс слуг, чтобы те заняли для них лучшие места.

Источники:
Ф. Арьес "Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке"
Графы д'Аркур
Рэшдол "Европейские университеты в Средневековье", том I
Рэшдолл "Европейские университеты в Средневековье", том II

Балда - это что-то вроде мудреца (с) Л. Лагин Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 84
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.03.15 22:48. Заголовок: 10) По свидетельству..


10) По свидетельству Кордье, младшие школяры играли в классики. Однако описание игры Ф. Арьес не приводит.

Вот что нашлось в Википедии (https://ru.wikipedia.org/wiki/Классики_(игра)#cite_ref-7):
 цитата:
Игра в классики была популярна в Европе уже в Средние века, хотя иногда отмечают, что корни игры восходят к временам Римской империи: аналогичная игра упомянута Плинием. Так, в 1574 году Корнелиус Килиан зафиксировал, что классики были широко распространены среди голландских детей. Разновидность игры, называемая franc du quarreau, упомянута в романе Рабле «Гаргантюа», опубликованном в 1534 году, говорили о ней и другие авторы XV—XVII веков. Изначально игра, судя по упоминаниям в литературе, была мальчишеской.



Я, правда, так и не смогла понять, как перевели название этой игры в главе "Игры Гаргантюа".

Балда - это что-то вроде мудреца (с) Л. Лагин Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 85
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.03.15 23:08. Заголовок: Еще о возрасте школя..


Еще о возрасте школяров

Ф. Арьес пишет, что раннее взросление не воспринималось в XVI-XVII вв. как нечто необычное. Так, Анри (Анж) де Жуаез, фаворит Генриха III, заканчивает риторический класс (последний в основной программе обучения) десяти лет отроду. Подобные случаи встречаются и позднее - Клод де Боневаль, родившийся в 1675 году, оставляет коллеж в 11 лет, чтобы стать гардемарином, а в 13 лет уже получает первое звание. Франсуа де Шевер (1695-1769), генерал Людовика XV, тоже начинает военную карьеру в 11 лет. Согласно одному анекдоту, когда Людовик XIV поинтересовался, как обстоит положение дел в армии, ему ответили: "Сир, я полагаю французская армия будет славной, когда достигнет совершеннолетия, ибо самому старшему не исполнилось и 18 лет".

Поэтому Рауль, которого отправляют под командование принца Конде в 15 лет, еще не самый юный в армии. В пять лет дворянин мог носить шпагу, в восемь - пить вино, а в одинадцать - сражаться под королевскими знаменами, ну, или драться на дуэли где-нибудь за Люксембургским дворцом. :)

Про вино - отсюда


 цитата:
Однажды восьмилетний Людовик XIII зашел вечером к своей сестре Елизавете, и увидел, что ей наливают в кубок вино. Дофин возмутился: "Сестра, Вы слишком молоды, чтобы пить вино, я пью его в этот час, но я на целый год старше!" - и велел виночерпию больше не подавать принцессе вина к ужину.





Балда - это что-то вроде мудреца (с) Л. Лагин Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 86
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.04.15 01:14. Заголовок: Поправка: в анекдоте..


Скрытый текст


Балда - это что-то вроде мудреца (с) Л. Лагин Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 87
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.04.15 20:15. Заголовок: Школяры и праздники ..


Отдыхать тоже надо :) Праздники школяров

Хроники свидетельствуют о том, что в праздничные дни школяры принимали участие в различных шествиях. Хотя школьные власти и были против этого, опасаясь беспорядков. В Средневековье в день Невинных младенцев (28 декабря) дети занимали церковь и выбирали из своих рядов епископа, руководившего церемонией, заканчивавшейся крестным ходом, сбором пожертвований или просто обедом. Во главе процессии ехал молодой клирик, переодетый женщиной, что символизировало бегство Святого семейства в Египет. Филипп Арьес пишет, что еще в XVI в. утром 28 декабря молодые люди ходили по домам и будили своих товарищей, стегая их и приговаривая: "Получай младенцев!"

Другим школярским праздником был карнавал (аналог масленицы) и особенно "жирный вторник" - последний день перед Пепельной средой, началом Великого поста. В XVI в. в этот день в Дьеппе школяры устраивали петушиные бои. В Авиньоне действовало "Право бороды и пинка", по которому во время карнавала школяры могли побить евреев и проституток, если те не откупались. Согласно документам Авиньонского университета размер выкупа на 20 января 1660 года составлял 1 экю. А что так дорого-то?

Другая группа праздников приходилась на начало ноября. В XVI в. 4 и 8 ноября был маскарад Херувимов. Позднее, по крайней мере в Германии, день святого Мартина (11 ноября) стал праздником именно школяров. Они ходили от дома к дому, собирая с горожан добровольную дань. Подобные шествия ряженых были и в день Богоявления (праздник Королей, 6 января), и первого мая.

Балда - это что-то вроде мудреца (с) Л. Лагин Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  4 час. Хитов сегодня: 12
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет