Форум "Дюмания"

Манифест форумa
Мы рады приветствовать Вас на историко-литературном форуме, посвящённом жизни и творчеству Александра Дюма (отца).
1. Общение на Дюмании строится на принципах вежливости и взаимного уважения участников, поэтому на форуме строго запрещены:
• высказывания, провоцирующие возникновение межэтнических, межгендерных, политических, религиозных и расовых конфликтов;
• мат и оскорбление участников форума в любой форме;
• обсуждение личности участников (в любой форме) и личные разборки;
• обсуждение действий администраторов и политики администрирования форума.
Злостные нарушители этого правила получают окончательный бан и после этого могут посещать форум лишь в качестве гостей.
Примечание. В случае нарушения правил форума, администраторы выносят замечание участнику, нарушившему доброжелательную атмосферу Дюмании. Если эта мера не приносит ожидаемого результата, участник получает второе замечание, после чего выносится временный бан, срок действия которого зависит от конкретных обстоятельств. На время действия бана участник лишается возможности оставлять сообщения во всех разделах форума.
richelieu Если же и временный бан не побуждает нарушителя пересмотреть стиль своего поведения, форум Дюмания прощается с ним навсегда. Если в течение месяца с момента вынесения замечания участник, которому оно было объявлено, демонстрирует лишь миролюбие и уважение к другим обитателям форума, замечание снимается.
2. Администрация Дюмании принимает решение о регистрации новых участников в индивидуальном порядке– поэтому на форуме действует режим премодерации.
3. Официальный язык общения на форуме - русский. Иные языки общения не приветствуются. Потрудитесь использовать нормативную лексику и грамотную речь. Если вы выкладываете цитаты на иностранных языках, то вы же должны их перевести на русский язык.
4. На Дюмании запрещено писать транслитом. Если у вас нет возможности писать кириллицей, пользуйтесь услугами соответствующих сайтов, например, https://translit.net/ и http://translit-online.ru/ или встроенным транслитером форума.
5. Администрация Дюмании настоятельно рекомендует участникам открывать новые темы в соответствующих разделах форума. Если вы не находите открытую вами тему - она была перенесена в другой, более подходящий (на взгляд администратора) раздел. Это также касается сообщений. Исключение - темы и сообщения, нарушающие правило номер 1, которые удалены.
6. Любое сообщение, опубликованное на Дюмании, становится неотъемлемой частью форума. Решение о сохранении или удалении постов зависит только от администрации. Самостоятельно внести изменения или удалить свой пост участник может в течение часа с момента его отправки.
7. Посты, состоящие из одних смайликов, предложений, не выражающих какую-то связную мысль, а так же анимированные подписи и gif-аватары уместны только в разделе «Восторги и мечты». Во всех прочих разделах такие посты, а также флуд и оффтопик без предупреждения удаляются администрацией.
8. Мы оставляем за собой право ошибаться, ибо дюманы - тоже люди, и выражаем надежду, что участники будут жить на Дюмании долго и счастливо, соблюдая вышеизложенные правила.
 
On-line: Стелла, гостей 10. Всего: 11 [подробнее..]
Dumania.ru

АвторСообщение
Евгения
администратор




Пост N: 1753
Рейтинг: 32
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.02.07 14:47. Заголовок: Исторический фон романов Дюма (2)


Предлагаю выкладывать сюда разную информацию, имеющую отношение к интересующей нас эпохе, - цифры, факты, умонастроения и т.д., которые, вместе с темой о повседневной жизни, помогут нам представить, в какой обстановке жили герои романов.

Пуркуа бы и не па? Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 300 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All [только новые]


jude



Пост N: 727
Рейтинг: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.09.20 16:06. Заголовок: Да, Леонора Галига п..


Да, Леонора Галига по крайней мере увлекалась иудаизмом, и в ее окружении и в окружении Марии Медичи было пять крещеных евреев. На суде Леонору обвиняли в том числе в иудейской ереси.

Балда - это что-то вроде мудреца (с) Л. Лагин Спасибо: 2 
Профиль
Констанс1
постоянный участник


Пост N: 3510
Рейтинг: 16
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.09.20 17:03. Заголовок: Стелла , мне кажется..


Стелла , мне кажется ты перепутала Гастона с Филиппом братом Луи14.
Это Филиппа, наученная горьким опытом вечно ведущего заговоры против брата -короля Луи13, Анна Австрийская воспитала как девочку, намеренно прививая ему склонность к " итальянской любви'' , чтобы не интриговал против брата Луи14, подобно дяде не пытался отнять у обожаемого ' ' б-годанного" первенца трон.
Мария Медичи наоборот, ненавидела старшего сына, будущего Луи 13 , болезненного с детства, все время надеялась , что тот рано умрет не оставив наследника и трон перейдет к Гастону. Гастон воспитывался как мужчина, был прекрасным мужем и для первой и для второй после вдовства жены. Мария дала Гастону блестящее образование, он много путешествовал, был книгочеем. Мария Медичи готовила из сына будущего короля Франции.

Спасибо: 4 
Профиль
Стелла





Пост N: 2985
Рейтинг: 11
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.09.20 19:13. Заголовок: Констанс1 , ты мне п..


Констанс1 , ты мне пересказываешь истины? Я ничего не перепутала, и не собиралась обвинять Гастона в пороках итальянской любви. И говоря о воспитании, имела в виду именно то, что оно было разносторонним. А плохим оно было в другом плане: именно ее вздорность и недалекость, и ее ненависть к старшему сыну и поощряли предательский характер младшего.

. Подобно тысячам других людей, с нетерпением ожидавших реформ, я отступал перед ними, начиная понимать, к чему они могут привести. Спасибо: 2 
Профиль
jude



Пост N: 728
Рейтинг: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.10.20 11:09. Заголовок: Француз цыганской на..


Француз цыганской национальности

Оказалось, что положение цыган во Франции существенно отличалось от положения их соплеменников в других странах западной Европы. Они были намного сильнее интегрированы в общество, меньше подвергались гонениям и с гордостью называли себя "французскими египтянами", подчеркивая что они добрые католики и уроженцы Франции. Вообще, период с XV по 60-е гг. XVII в. называют золотым веком французских цыган.

Вот типичная биография "французского египтянина" (1603 г.):
"Капитан" Жан де Ла Флёр - сын Жюльена и Анны, уроженцев Тийи-сюр-Мёз (Лотарингия). Католик. В возрасте 12 лет был отдан в лакеи местному дворянину. Военную карьеру начал в полку графа де Бурлотт, где прослужил 12 лет, затем дважды сменил полк. В настоящее время готовится присоединиться к армии г-на де Шателя вместе с людьми, находящимися под его началом (такими же лотарингскими цыганами). Состоял в незаконной связи с замужней женщиной, она родила ему пятерых сыновей, двое из которых учатся в коллеже.

"Капитанский чин" де Ла Флёра, возможно, не стоит принимать всерьез. Он такой же "капитан", как Алатристе у Переса-Реверте: начальник для своих людей, но не более. А вот остальные детали этой краткой биографии вызывают интерес.

Во-первых, семья де Ла Флёра и его подчиненные - более-менее оседлые цыгане. Они уроженцы Лотарингии (на протяжении минимум двух поколений) и покидают родные земли только, когда нанимаются на службу.

Во-вторых, они носят французские имена и фамилии и получили крещение.

В-третьих, для них естественно отдать ребенка в лакеи.

В-четвертых, они профессиональные солдаты.

И, наконец, у них есть деньги и возможность обучать детей в коллежах.

Эта картина совсем не напоминает жизнь тех цыган, которых описывал Куртиль, - кочующих из страны в страну, ворующих все, что плохо лежит, и скрывающихся от властей. Но Куртиль писал "Мемуары" в царствование Людовика XIV, когда привычный уклад жизни французских цыган был грубо разрушен. Пока до этого еще далеко - вернемся в начало XVII в.

В этот период слово "египтянин" было синонимом наемника, кондотьера. 15-летний цыган Жак-Давид де Ла Фонтен в 1603 г. называет своим ремеслом войну. Большинство таких солдат сосредоточено в Бретани и Лотарингии, но и на Луаре, и в Иль-де-Франс они тоже встречаются. Религиозные войны не обошли цыган стороной, разделив их на два враждующих лагеря - католиков и протестантов. "Египтяне" целыми семьями нанимались на службу к дворянам, формируя гвардии. Служили они и королям - Генриху III и Генриху IV.

Такие частные армии были у Конде, у семей де Роган-Гемене, де Лоррен, де Ла Тур, де Меридор, де Коссе-Бриссак, де Сен-Симон, де Леви, дю Белле, у герцога де Бельгарда и других - не таких известных. Цыгане, их жены и дети жили на землях своих покровителей и входили в их свиту. Крестьяне их недолюбливали - как недолюбливали бы любую ораву вооруженных наемников, которых надо кормить.

В мирное время цыганские гвардии охраняли своих господ и их владения, во время войны - следовали за господином в бой. А если дворянин поднимал бунт против короля - поворачивались против королевской армии. Как произошло в 1638 г., когда бретонские дворяне, братья Гуйон, выдвинули против королевских солдат свою гвардию и заставили их отступить. Цыгане активно участвовали во Фронде - за что и поплатились, когда юный король подрос.

Конечно не все "французские египтяне" были солдатами. Были среди них и зажиточные буржуа (Лотарингия, Юг Франции, возможно - и на других территориях) и профессиональные исполнители сарабанды (о них ниже). Заходя в лавку к Мари де Ла Фонтен, парижанин XVII в. мог даже не догадываться, что почтенная лавочница - цыганка. Или что его приятель по коллежу, Эркюль де Ла Рош - цыган. Они не отличались от французов ни костюмом, ни манерами. Только в церковных книгах рядом с их именами стояла пометка "египтянин".

Все это не отменяет того факта, что во Франции были цыгане-контрабандисты, бандиты со Двора Чудес, нищие гадалки, пристающие к прохожим: "Дай погадаю! Всю правду расскажу!" Как были и французы-бродяги и преступники.

Теперь о танцорах. На Масленицу 1610 г. (22 февраля) г-н де Роган и маркиз де Ренсель ставят придворный балет "Les Bohemiens" на цыганскую тему. В нем танцевали не только дворяне, но и самые настоящие цыгане. Есть информация, что балеты с участием цыган ставились и раньше, и будут ставиться позже - на протяжении XVII в. Также цыганские труппы выступали в гостиных знати. Благодаря Тальману де Рео, мы знаем имя знаменитой цыганской танцовщицы его времени - Liance.

Что интересно, считается, что у цыган Северной Франции в XVII в. не развита танцевальная и музыкальная культура. Их ремесло - война, а не пляска. А вот цыгане Страны Басков, Гаскони и Прованса (другая этническая группа) танцуют сарабанду и водят медведей. И местным жителям их пляски очень даже нравятся. После ведовского процесса, который де Ланкр устроил в Гаскони и на Баскских землях, часть цыган бежала вглубь страны. Возможно, это и есть наши танцоры.

И еще один интересный момент: в XVII в/ из дунайских княжеств - Молдавии и Валахии - в Центральную Европу идет нелегальный траффик цыганских рабов (цыгане Молдавии и Валахии поголовно были крепостными). У меня нет точных сведений, но Францию и Валахию в XVI и начале XVII в. связывали дипломатические отношения. Поэтому часть этих рабов могла попадать и во Францию.

У меня только один вопрос: кому был нужен этот приток невольников? В Испании, где рабство существовало, были свои рабы - из колоний и из Северной Африки. Во Франции рабства не было. Валашские цыгане - умелые ремесленники и талантливые артисты. Но зачем они в Европе? Отнимать хлеб у местных мастеров? Единственный ответ, который я пока нахожу: в Европу могли вывозить молодежь - для продажи в бордели. Печально известный факт, что цыганских девочек в Валахии с 12 лет принуждали к проституции. А еще они танцевали те самые фривольные танцы, которые так популярны по всему Востоку (валашская культура находилась под сильным османским влиянием). Для европейцев это экзотика. У цыган с Дуная совсем другой менталитет. Они с XIV в. в рабстве, которое было куда более жестоким, чем турецкое, и они боятся "белых людей".

Золотой век "французских египтян" закончился в 1682 г., когда Людовик XIV и Кольбер, борясь с частными армиями вельмож, запретили дворянам и магистратам давать убежище цыганам в своих владениях - под угрозой конфискации земель в пользу казны или лишения должности (для магистратов). И масса солдат, не знающих никакого другого ремесла, кроме войны, оказалась на улице с женами и детьми. Без крова над головой, без работы, да еще без возможности завербоваться в королевскую армию. Они теперь были вне закона, потому что рядом с их именам в церковных книгах стояла приписка "египтянин", и должны были покинуть страну. Франция выгоняла своих цыган, которые отчаянно пытались доказать, что они французы.

Некоторые источники

Скрытый текст


Балда - это что-то вроде мудреца (с) Л. Лагин Спасибо: 8 
Профиль
jude



Пост N: 729
Рейтинг: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.10.20 11:15. Заголовок: Франс Хальс "Цыг..


Франс Хальс "Цыганка" (1630 г.)

Возможно, художник выбрал в качестве натурщицы голландскую девушку. Но в это время даже кочевые цыгане начинают носить европейское платье. Поэтому ничего удивительного в таком наряде нет.



Балда - это что-то вроде мудреца (с) Л. Лагин Спасибо: 6 
Профиль
jude



Пост N: 730
Рейтинг: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.10.20 12:25. Заголовок: Наряд цыганки-кочевн..


Наряд цыганки-кочевницы мог дополнять традиционный элемент - покрывало, перекинутое через плечо и иногда - тюрбан.

Симон Вуэ "Гадалка" (ок. 1618 г.)




Караваджо "Гадалка" (ок. 1594-1595)



Жорж де Ла Тур (1593-1652, Вик-сюр-Сей, с 1646 г. - королевский живописец) "Гадалка" (1630-е, картина могла изображать сцену из театральной постановки).



А не цыган ли сам художник? Сведений он нем практически нет, но место рождения и фамилия позволяют это предположить. Такие фамилии носили цыгане семьи де Ла Тур и цыгане из Ла Турландри (земли Роганов и их соседей). Кроме того, искусствоведы считают, что всех своих Магдалин Ла Тур рисует цыганками.

И, похоже, еще одна Лотарингская цыганочка - Жак Белланж (ок. 1575-1616, художник герцогов Лотарингских, гравер) "Садовница" (ок. 1602-1612).



Считается, что Ла Тур основывался на этом образе, когда писал цыганку в платке.

Балда - это что-то вроде мудреца (с) Л. Лагин Спасибо: 6 
Профиль
jude



Пост N: 731
Рейтинг: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.10.20 14:13. Заголовок: Интересные детали ка..


Интересные детали картины Ла Тура:

1) и у старухи, и у одной из молодых цыганок оставлены пряди на висках, у молодой цыганки они заплетены жгутом. Это традиционная женская прическа, в языке валашских цыган называющаяся "амболдинари". Носили ее и европейские цыганки - она отмечена уже на самых ранних изображениях. Сегодня она характерна только для замужних женщин. Но на молодой цыганке нет головного убора - еще одного атрибута замужней дамы. Поэтому ее статус не совсем понятен. Невеста? Блудница? Хотя есть описания замужних цыганок "нашего" времени, которые ходили простоволосыми.

2) в пальцах старухи не монета (плата за гадание), а серебряный амулет, с помощью которого она входит в транс. Бытовое колдовство было широко распространено в Лотарингии в "наши" дни. Колдовали и жены солдат-цыган, и крестьянки-француженки. Знать увлекалась оккультными науками и потому покрывала цыганских ведьм и знахарок. Это привело к ряду ведовских процессов. Покровитель Ла Тура, Белланж, погиб на костре. Чуть позднее был обвинен фаворит герцога Лотарингского.

Источник

Балда - это что-то вроде мудреца (с) Л. Лагин Спасибо: 4 
Профиль
jude



Пост N: 733
Рейтинг: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.10.20 11:39. Заголовок: Как оказалось, цыган..


Как оказалось, цыгане-рабы существовали не только в дунайских княжествах. В Испании XVII в. они тоже есть, особенно их много в Андалусии. И это не галерники и не рабочие шахт - это домашние рабы частных лиц.

С 1499 г. в Испании действует закон, согласно которому кочевые цыгане, повторно задержанные за бродяжничество, становятся рабами того человека, который их захватил. В 1538 г. этот закон применяется уже и к оседлым цыганам, замеченным вне места постоянного проживания: они тоже становятся рабами человека, который их поймал - и без права выкупа.

То же правило действует и в царствование Филиппа IV. В марте 1633 г. закон будет подтвержден: все кочевые цыгане становятся рабами человека, который их захватил. Оседлые цыгане, в течение 6 месяцев после оглашения закона покинувшие родной город или деревню (не важно по какой причине), также становятся рабами человека, который их задержал. А цыгане, у которых найдено оружие, сразу отправляются на галеры на 8 лет. По крайней мере, до конца XVII в. это правило будет оставаться в силе.

Цыгане-рабы в Андалусии - это вот такие захваченные и их потомки. Я думаю, что не обходилось без злоупотреблений: так любого цыгана можно захватить и объявить его кочующим - а значит, своим рабом. Еще одна особенность западноевропейских цыган: они считают себя христианами, но пренебрегают обрядовой стороной веры: редко крестят детей и редко заключают брак в церкви (французские "египтяне" - исключение из правила). Тексты испанских законов называют цыган "людьми без религии", и формально они правы. Поэтому в суде скорее поверят доброму католику-испанцу, чем некрещеному цыгану.

Кочевые цыгане, согласно этим же законам, собираются в вооруженные банды, угрожающие мирным жителям, поэтому суровые меры продиктованы заботой о подданных короля.

Когда на галерах не хватает гребцов, король конфискует рабов у частных лиц (так поступали и Филипп II, и Филипп III, и Филипп IV). Нужно ли говорить, что цыгане предпочитали домашнее рабство галерам. Они умоляли короля отправить их хотя бы в шахты, чтобы не расставаться с женами и детьми.

Источники

Скрытый текст


Балда - это что-то вроде мудреца (с) Л. Лагин Спасибо: 6 
Профиль
Стелла





Пост N: 3047
Рейтинг: 11
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.10.20 11:44. Заголовок: И никаких разговоров..


И никаких разговоров о равноправии.))
Тот, кто по определению вне закона, отброс общества, в Старой Европе вряд ли мог добиться справедливости или участия. И никто не спешил выслушать изгоя.

. Подобно тысячам других людей, с нетерпением ожидавших реформ, я отступал перед ними, начиная понимать, к чему они могут привести. Спасибо: 1 
Профиль
jude



Пост N: 736
Рейтинг: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.10.20 23:44. Заголовок: Как вам такой цыган?..


Как вам такой цыган?)



Как раз эпоха мушкетеров. Если бы рисунок не был подписан, я бы не отличила его от европейца)

Балда - это что-то вроде мудреца (с) Л. Лагин Спасибо: 3 
Профиль
Armida





Пост N: 555
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.10.20 04:21. Заголовок: jude пишет: Как вам..


jude пишет:

 цитата:
Как вам такой цыган?)


Живописно ) Скорее ландскнехта напоминает.
Мне вспомнились "Прекрасные господа из Буа-Доре" - капитан Макабр и его банда.

Margota cum Turennio ambo nocentes, conveniunt in castello nomine Loignac. Спасибо: 2 
Профиль
Стелла





Пост N: 3053
Рейтинг: 11
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.10.20 08:55. Заголовок: Так это же эскиз кос..


Так это же эскиз костюма к какой-то пьесе! И сделан, похоже, в начале прошлого века?
Так делался эскиз уже для портных: с подробной раскладкой тканей и всяких украшений.

. Подобно тысячам других людей, с нетерпением ожидавших реформ, я отступал перед ними, начиная понимать, к чему они могут привести. Спасибо: 2 
Профиль
jude



Пост N: 737
Рейтинг: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.10.20 09:21. Заголовок: Armida, все верно. Ц..


Armida, все верно. Цыгане как раз и были такой вооруженной бандой наемников.)

Как выяснилось вчера, чуть позже, этот рисунок - эскиз костюма для театрального представления при дворе Медичи в 1658 г. Рисовавший его художник - Стефано делла Белла - с 1639 г. по 1650-е гг. жил во Франции, входил в свиту Ришелье (а позже - Мазарини, если не ошибаюсь). То есть французских цыган-наемников он мог видеть.

Можно, конечно, предположить, что костюм - фантазия художника, но такие эскизы довольно точно передают платье женщин-кочевниц (изображения повторяют описания современников и гравюры из книг). Поэтому, думаю делла Белла тут можно верить. Все исследования, которые мне пока попадались, говорят, что цыгане-мужчины в 17 веке уже перешли на европейское платье.

Женский костюм оставался более консервативным. Его элементы еще можно видеть на картинах. Это покрывало, надетое через плечо (часто уже поверх европейского платья) и - у замужних - платок, намотанный вроде тюрбана. Исследователь картин де Ла Тура пишет, что платки в виде чалмы в Лотарингии носили не только цыганки - тут они просто следуют за модой.

Могу предположить, что оседлые цыганки отходят и от этих деталей костюма и одеваются, как их соседки-француженки.

Каким вообще было традиционное платье европейских цыган, с которым, например, боролись в Испании? Это сорочка, шерстяное покрывало (часто в полоску), наброшенное через плечо и разноцветный восточный тюрбан - в 16 веке превратившийся в огромное "колесо" с ленточкой под подбородком. Этот головной убор еще можно увидеть в комедиях 17 века.

Валашские цыгане нередко обходились просто покрывалом, наброшенным на голое тело, чем смущали европейцев даже в 20 веке.

Картинки выложу чуть позже)

Балда - это что-то вроде мудреца (с) Л. Лагин Спасибо: 1 
Профиль
jude



Пост N: 738
Рейтинг: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.10.20 09:54. Заголовок: Стелла пишет: Так э..


Стелла пишет:

 цитата:
Так это же эскиз костюма к какой-то пьесе! И сделан, похоже, в начале прошлого века?





Стелла, эскизы второй половины 17 в. - датировка Британского музея. И пьеса, к которой они делались обнаружена.

Балда - это что-то вроде мудреца (с) Л. Лагин Спасибо: 1 
Профиль
Стелла





Пост N: 3054
Рейтинг: 11
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.10.20 10:05. Заголовок: Ошиблась с датировко..


Ошиблась с датировкой.)) НО с первым еще можно было промахнуться, а вот второй, по манере исполнения, это уже точно 17 век. Вроде, и один персонаж, а рука - разная.

. Подобно тысячам других людей, с нетерпением ожидавших реформ, я отступал перед ними, начиная понимать, к чему они могут привести. Спасибо: 1 
Профиль
jude



Пост N: 739
Рейтинг: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.10.20 11:47. Заголовок: Стелла, насколько я ..


Стелла, насколько я поняла, цветной рисунок - это копия с оригинала делла Белла.

С точной датой постановки я немного ошиблась. В 1658 г. была поставлена другая пьеса. Но эта Il Pazzo per Forza того же времени (до 1664 г.).

Балда - это что-то вроде мудреца (с) Л. Лагин Спасибо: 0 
Профиль
Стелла





Пост N: 3055
Рейтинг: 11
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.10.20 11:52. Заголовок: Эта копия сделана уж..


Эта копия сделана уже с подробной проработкой костюма, первый рисунок - это образ, и основные детали костюма. так тоже работают и по сей день: помощник художника по костюмам делает детальную проработку.
А во втором рисунке здорово схвачен типаж, художник - блестящий рисовальщик.

. Подобно тысячам других людей, с нетерпением ожидавших реформ, я отступал перед ними, начиная понимать, к чему они могут привести. Спасибо: 1 
Профиль
jude



Пост N: 740
Рейтинг: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.10.20 14:46. Заголовок: Итак, традиционный к..


Итак, традиционный костюм цыгана Западной Европы (XV-XVI вв., его элементы встречаются и позже)



1544 г., Базель. Сорочка, полосатый плащ, тюрбан. Этот костюм цыгане принесли из Византии. Носили его как мужчины, так и женщины. В XVI в. мужчины начинают носить штаны и шляпы с перьями на европейский лад, а потом и вовсе переходят на местную одежду. У женщин элементы традиционного платья сохраняются дольше. Это подтверждается как картинами, так и документами - испанским указами, запрещающими цыганский наряд.

В XVI в. у женщин тюрбан начинает завязываться под подбородком, а потом и вовсе трансформируется в огромный головной убор, напоминающий колесо.



1577 г.



1590 г.

На протяжении XVII в. традиционный костюм у женщин будет постепенно исчезать. Покрывало станут носить уже не поверх сорочки, а поверх европейского женского платья (а потом и совсем перестанут носить), тюрбан и "колесо" вытеснит платок и чепцы по местной моде. Однако это полосатое покрывало через плечо и огромный разноцветный головной убор еще долго останутся в сознании европейцев символом настоящей цыганки. Как для нас сегодня - пестрая юбка, яркий платок и монеты в косах. Хотя никто из городских цыган в повседневной жизни так не одевается. Все это стало элементами театрального образа.

Так было и в Европе XVII в. - на сцене цыганки появлялись в костюмах прошлого столетия.



Сцена из комедии дель арте, цыгане (1595-1605 гг.)



А это уже голландская стилизация второй половины XVII в. (Цезарь ван Эвердинген), и натурщица вполне могла быть голландской девушкой. Хочешь, чтобы зритель точно понял, что это цыганка? Нарисуй ей большой тюрбан на голове или покрывало через плечо! К слову, девушка на картине - вероятно, блудница. На это намекают открытые плечи и корзинка с фруктами.



Тоже эскиз для театральной постановки (Флоренция, вторая-третья четверть XVII в.). Здесь покрывало надето уже на обычное платье, а не на сорочку, а на голове шляпка, а не тюрбан.



И снова делла Белла. На этом эскизе можно увидеть короткие юбки цыганок, смущавшие европейцев - кочевницам так просто было удобнее.

И еще примета эпохи - стриженые цыганки на каторге.



Корнель де Ваэль "Посещение каторжников".

Как я уже писала, несмотря на то, что во Франции цыгане были намного сильнее интегрированы в общество, цыганский криминал там тоже существовал. И бродяги встречались. Согласно французским законам наказание для пойманного цыгана - на первый раз была стрижка. Вроде как предупреждение. И способ отметить. Куда гуманнее, чем клеймо - если не знать психологию этого народа. В самом цыганском обществе насильственная стрижка с древности применялась как наказание - так метили распутных девиц и юношей, насильников, убийц, воров и предателей. Это была социальная смерть. К такому человеку не прикасались, боясь оскверниться, с ним не ели из одного котла и не разговаривали лишний раз. То есть для цыгана такая стрижка в тюрьме довольно тяжелое переживание. И как потом доказать своим, что тебя остригли стражники, а не соплеменники в камере - за какой-то проступок?

На этой гравюре стриженых цыганок две. Они обе в сорочках и покрывалах (чтобы зритель не ошибся), а одна из них гадает по руке.



Ваэль "Цыганка-гадалка", почти та же сцена - и те же стриженые цыганки. На сидящей женщине можно заметить тюрбан с лентой под подбородком.

Источники:

http://www.gypsypedia.it/archives/i-cingari-lalterita-e-lo-stereotipo/
http://www.gypsy-life.net/index.htm
http://www.gypsy-life.net/history21.htm
https://theidlewoman.net/2017/06/03/in-search-of-hipermestra/#jp-carousel-43994

И дополнение:

1626 г., Голландия



У старой цыганки платок повязан иначе, чем у молодой. Подобные изображения встречаются. Не знаю, можно ли здесь проводить параллели, но у валашских цыган это означает траур по близкому родственнику.

Балда - это что-то вроде мудреца (с) Л. Лагин Спасибо: 5 
Профиль
Armida





Пост N: 556
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.10.20 15:49. Заголовок: jude пишет: Хочешь,..


jude пишет:

 цитата:
Хочешь, чтобы зритель точно понял, что это цыганка? Нарисуй ей большой тюрбан на голове или покрывало через плечо!


Так вот что за колесо на голове у Луизы-Холландины Пфальцской!



Выходит, она нарисовала себя в костюме цыганки: тюрбан и покрывало - все на месте.

jude пишет:

 цитата:
В самом цыганском обществе насильственная стрижка с древности применялась как наказание - так метили распутных девиц и юношей, насильников, убийц, воров и предателей.


А французы, получается, стригли не только проституток, но и цыган.

Margota cum Turennio ambo nocentes, conveniunt in castello nomine Loignac. Спасибо: 3 
Профиль
jude



Пост N: 741
Рейтинг: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.10.20 16:09. Заголовок: Armida, вот это да! ..


Armida, вот это да!

В той статье, из которой я брала информацию, говорится, что в 16 в. цыганское платье - с вот этим "колесом" - стало популярным маскарадным костюмом у дам света.

Но это не европейская мода, это образ такой кочевницы из стран условного Востока.

Я не помню, встречался ли подобный головной убор в чистом виде в европейской моде - не как часть маскарадного образа.

Да, цыган и цыганок стригли. У Ваэля точно цыганки, а не просто проститутки - их выдает наряд и гадание по руке.

Балда - это что-то вроде мудреца (с) Л. Лагин Спасибо: 3 
Профиль
Armida





Пост N: 557
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.10.20 16:16. Заголовок: jude пишет: Я не по..


jude пишет:

 цитата:
Я не помню, встречался ли подобный головной убор в чистом виде в европейской моде - не как часть маскарадного образа.


Я раньше думала, что это такая странная шляпа просто )) Кроме Луизы-Холландины ни на ком и не припомню таких. Наверно все-таки в европейскую моду этот тюрбан не проник.

Margota cum Turennio ambo nocentes, conveniunt in castello nomine Loignac. Спасибо: 3 
Профиль
jude



Пост N: 742
Рейтинг: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.10.20 16:19. Заголовок: Armida пишет: Кроме..


Armida пишет:

 цитата:
Кроме Луизы-Холландины ни на ком и не припомню таких.

Значит, скорее всего, она нарисовала себя в образе цыганки. Так интересно!

Балда - это что-то вроде мудреца (с) Л. Лагин Спасибо: 3 
Профиль
jude



Пост N: 743
Рейтинг: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.10.20 16:28. Заголовок: https://i.postimg.cc..




Возможно, еще этот головной убор эпохи возрождения мог повлиять на цыганскую моду...

Балда - это что-то вроде мудреца (с) Л. Лагин Спасибо: 1 
Профиль
Стелла





Пост N: 3056
Рейтинг: 11
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.10.20 16:28. Заголовок: Какой чудесный портр..


Какой чудесный портрет! В Стюартах всегда жила тяга к искусству.

. Подобно тысячам других людей, с нетерпением ожидавших реформ, я отступал перед ними, начиная понимать, к чему они могут привести. Спасибо: 2 
Профиль
Рыба





Пост N: 397
Рейтинг: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.10.20 17:11. Заголовок: jude, если учесть, ч..


jude, если учесть, что несколько портретов кисти Луизы Пфальцской изображают моделей именно в "образах" (не натуральных, а сценических, маскарадных, салонных - модных!), то вывод очевиден.
Выбор образа для автопортрета тоже прочитывается - цыганка - бродяжка, изгнанница.

Спасибо: 4 
Профиль
jude



Пост N: 744
Рейтинг: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.10.20 17:15. Заголовок: Рыба, я еще почитала..


Рыба, я еще почитала: пишут, что этот деревянный диск, обтянутый полосами ткани разного цвета - это именно цыганская деталь. Получается, да - на картине "цыганочка"))

Armida, спасибо. Я не знала про этот портрет.

Балда - это что-то вроде мудреца (с) Л. Лагин Спасибо: 2 
Профиль
Armida





Пост N: 560
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.10.20 17:16. Заголовок: Рыба пишет: Выбор о..


Рыба пишет:

 цитата:
Выбор образа для автопортрета тоже прочитывается - цыганка - бродяжка, изгнанница.


Именно.

Margota cum Turennio ambo nocentes, conveniunt in castello nomine Loignac. Спасибо: 2 
Профиль
Armida





Пост N: 561
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.10.20 17:18. Заголовок: jude, а я не знала п..


jude, а я не знала про цыган. Так что и вам спасибо :)

Margota cum Turennio ambo nocentes, conveniunt in castello nomine Loignac. Спасибо: 1 
Профиль
jude



Пост N: 745
Рейтинг: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.10.20 17:49. Заголовок: https://i.postimg.cc..




И еще забавный момент. Предположительно, на этом эскизе изображен Луи XIV в образе цыгана. Или другой кавалер, но персонаж точно цыган. А вот с деталями постановщик, по-видимому, ошибся. Тамбурин - это женский атрибут в цыганском танце. Кавалер тут танцует женскую партию - похоже, сам того не зная.

В общем, Филипп тут смотрелся бы лучше, чем Луи))

Балда - это что-то вроде мудреца (с) Л. Лагин Спасибо: 3 
Профиль
Armida





Пост N: 562
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.10.20 19:06. Заголовок: jude пишет: Кавалер..


jude пишет:

 цитата:
Кавалер тут танцует женскую партию - похоже, сам того не зная.

В общем, Филипп тут смотрелся бы лучше, чем Луи))


Луи случалось танцевать женские партии в балетах. Но в тех случаях он безусловно знал, что делал

Margota cum Turennio ambo nocentes, conveniunt in castello nomine Loignac. Спасибо: 2 
Профиль
Ответов - 300 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  4 час. Хитов сегодня: 125
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет