Сегодня – день рождения известного французского режиссера, сценариста, актера и продюсера
Бертрана Тавернье (25 апреля 1941 года – 25 марта 2021 года), который, среди прочих, снял по собственному сценарию фильм
«Дочь д'Артаньяна, или Месть мушкетеров» (1994 год). Этот фильм, действие которого происходит в 1654 году, я смотрела дважды: первый раз – давным давно, когда в глаза бросились только его недостатки, а второй раз – сравнительно недавно, когда я оценила его достоинства.
В первую очередь, это, конечно, образ главной героини
Элоизы (Софи Мерсо), настоящей дочери своего отца – пылкой, отважной, упрямой, самоуверенной, неугомонной и неутомимой. Но есть, ИМХО, и другие плюсы: прекрасная музыка Филиппа Сарда, стилизованная под церковные песнопения и народные танцы; уловленный авторами дух времени, страны, самой трилогии; отсутствие вопиющих расхождений с историей. А еще - общая пародийность, остроумные находки и отсылки.
Среди них:
- аббатиса женского монастыря по имени
Мать Тереза;
- герцог
де Крассак - сумасшедший и супер-богатый злодей из Прованса, торгующий рабами, импортирующий кофе и готовящий заговор против короля – пародия, ИМХО, как на Фуке, так и на... графа Жоффрея де Пейрака;
- юный поэт-вольнодумец по прозвищу
Отверженный, он же – возлюбленный дочери д’Артаньяна, причем его настоящее имя (Квентин - Quentin) звучит почти как Констанс;
- злодейка, которая соединяет в своем образе Миледи и Рошфора. Ее зовут
Эглантина де Рошфор, и ее прозвище – «Женщина в красном» («Человек в черном» в фильме Бордери), но она в чем-то повторяет судьбу Миледи (точнее, судьбу Миледи глазами ее горячих поклонников и адвокатов): трудное детство в монастыре, где ее морили голодом, били и ревновали к исповеднику, вынужденная проституция, вынужденные убийства, вынужденная необходимость искать сильных покровителей и т.д.
Образы четырех друзей, ИМХО, менее удачны (и не только потому, что им на вид – не 45-55, а почти 70 лет, и все они кажутся изъеденными молью). Портос и Арамис достаточно шаблонны, но более-менее соответствуют канону: провинциальный помещик-обжора и тщательно молодящийся, честолюбивый, самоуверенный бабник-прелат.
У д'Артаньяна
(Филлип Нуаре), ИМХО, мало общего с героем мэтра: стареющий добряк, почти рохля, немного плутоватый, немного вспыльчивый, возможно, гордый и способный иногда дать отпор сильным мира сего (в частности, юному королю Луи XIV, которому он высказал все, что о нем думает и в результате потерял должность капитана мушкетеров), но в целом человек без хребта. Он перебивается тем, что дает уроки фехтования и сидит на шее у Планше – мелкого и почти выжившего из ума лавочника.
Но хуже всех (а возможно, интереснее всех) - Атос - правая рука и тайный агент Мазарини (!) по прозвищу «Одноглазый» (у него оба глаза на месте, но для камуфляжа он носит черную пиратскую повязку, причем она закрывает иногда правый, а иногда – левый глаз
). Это пародия и на реального, исторического д'Артаньяна, который как раз служил Мазарини, и на некоторые киноверсии Рошфора – одноглазого злодея, правой руки Ришелье. В то же время этот образ, ИМХО, – своего рода перевертыш.
Мэтр в ДЛС выбрал один из возможных вариантов развития характера Атоса, Тавернье – другой, полярно противоположный. В книге д'Артаньян, отправляясь на поиски Атоса, опасается, что найдет спившегося, отупевшего старика, а обнаруживает моложавого, полного сил человека, который обрел сына и смысл жизни, избавившись от немногих своих пороков.
В фильме друзья считают Атоса умершим, а выясняется, что он стал агентом Мазарини, причем человеком почти беспринципным, а не просто умудренным и проницательным, как полагается «разведчику». Он по-прежнему пьет (в придачу, становится кофеманом и хвалит напиток за то, что к нему «легко привыкаешь»
), не утратил и азарта игрока, а внешне вообще похож на того отупевшего алкоголика, которого опасался найти д'Артаньян... Но так как Мазарини в фильме – не проходимец и выскочка, грабивший Францию, а почти положительный (хоть и коррумпированный) персонаж, действующий в интересах страны и юного короля Луи XIV, то выбор Атоса можно понять и оправдать.
В целом, ИМХО, фильм можно было бы назвать не "Местью", а «Старостью мушкетеров» - он, в сущности, о физической и моральной деградации некогда прекрасных людей: их ломает и коверкает время, лишая сил, здоровья и внутреннего огня, но какие-то врожденные качества и взаимное благотворное влияние мешают им опуститься слишком низко...